Юрий Максимов
Фото Борис Рац
Ренессанс (Возрождение) - эпоха интеллектуального и художественного расцвета 14-16 вв., оказавшая значительное влияние на европейскую культуру. В эпоху Возрождения сложилось представление как о царящей в природе гармонии, так и о человеке как венце её творения.
Я уже писал о проектах Олега Верясова, связанных с тотальной реставрацией и облагораживанием старых советских ружей. Я прекрасно осознаю причины диссонанса у некоторых охотников.
Это связано с неприятием каких-либо украшательств «обычных» ружей, не имеющих отношения к ЦКИБу или категории Best.
![](/uploads/posts/2020-02/medium/1581800133_1.jpg)
В то же время я убеждён в том, что изначально хорошее ружьё-донор можно использовать для доведения до определённых кондиций, формат и уровень которых не противоречит здравому смыслу и классическим устоям. Проблема чаше всего кроется в мастерах и чисто технических вопросах. Но в нашем случае этот момент как раз решён на высоком уровне.
В нашей статье мы поговорим про то, как из обычного экспортного ружья Иж-58 можно сделать эксклюзивный и интересный экземпляр классической двустволки.
Олег Верясов
![](/uploads/posts/2020-02/medium/1581800162_2.jpg)
История ружья
или о том,
что легенды – это хорошо
Олег Верясов – поклонник ружей 16 калибра. И вот как-то раз ему предложили ружьё Иж-58 1967 года. Двустволка была экспортного исполнения и, со слов владельца, имела интересную легенду.
Бывший хозяин ружья, нынечеловек уже преклонного возраста, купил это Иж-58 в Германии в период прохождения воинской службы.
![](/uploads/posts/2020-02/medium/1581800183_3.jpg)
![](/uploads/posts/2020-02/medium/1581800136_4.jpg)
Понятно, что это было ещё во времена СССР. Привёз он его домой, отстрелял на стенде пару пачек патронов, почистил и убрал в сейф. Тогда многие охотники из крупных городов переходили на набиравший моду 12 калибр.
Бывший военный оказался в их числе и обзавёлся другим ружьём.А оказавшееся не у дел Иж-58 долгие десятилетия просто хранилось в оружейном шкафу.
![](/uploads/posts/2020-02/medium/1581800569_29.jpg)
История могла бы показаться надуманной, если бы не мой личный опыт. В своё время я купил для друзей Иж-26Е и ТОЗ-34 у одного 80-летнего дедушки, который приобрёл сразу два ружья ещёв начале 1970-х гг.
«Вертикалка» после первой же стрельбы на стенде ему «не легла» и в итоге всю жизнь простояла в сейфе в сохране «нульц». А вот с Иж-26Е дедуля охотился всю жизнь, что, собственно, подтверждало и состояние ружей.
![](/uploads/posts/2020-02/medium/1581800228_5.jpg)
В конце концов, покупают же люди послевоенные ружья в абсолютно новом состоянии, порой даже в родной коробке и окаменевшей заводской смазке. И кто знает, сколько ещё такого антиквариата лежит по антресолям да шкафам.
Проблема тут чаще кроется в отсутствии документов и нежелании потомков владельцев старых ружей связываться с оформлением «найдёнышей».
![](/uploads/posts/2020-02/medium/1581800215_5.jpg)
![](/uploads/posts/2020-02/medium/1581800268_6.jpg)
Впрочем, легенды – это лишь лирическое и отнюдь нелишнее дополнение к покупаемому старому ружью. Все мы хотим верить если не в чудо, то в исключительность своего оружия.
А если легенда звучит правдоподобно и вдобавок может быть хотя бы отчасти подтверждена документально, тобольшего и не надо.
![](/uploads/posts/2020-02/medium/1581800527_28.jpg)
Возрождение
длиной 18 месяцев
Но вернёмся к Иж-58 и Олегу Верясову. После покупки любого ружья он всегда проводит отстрел по 100-дольным мишеням Зернова. Это хорошая привычка для любого охотника.
Но для профессионала истинные параметры бой ружья имеют приоритетное значение. Нет хорошего боя – нет смысла возиться с какой-либо доработкой ружья.
![](/uploads/posts/2020-02/medium/1581800334_7.jpg)
Так вот, отстрел показал прекрасную резкость и равномерность дробовой осыпи на дистанциях до 35 м. Оценив все плюсы этого экземпляра (классный бой, надёжный и технологически грамотно сконструированный механизм и ремонтопригодность), Олегом было принято решение в полном объёме доработать ружьё с точки зрения оружейнойэстетики.
![](/uploads/posts/2020-02/medium/1581800307_8.jpg)
Потянулись долгие месяцы выполнения работ. После профилирования и шлифовки всех поверхностей была произведена гравировка металлических деталей ружья, включая шляпки и торцы винтов.
Были изготовлены новые приклад и цевьё, заново покрыты «ржавым лаком» все металлические части ружья.
Перечень выполненных работ займёт много места, но осознать количество вложенного труда поможет количество времени - полтора года. Ровно столько времени ушло на работы.
![](/uploads/posts/2020-02/medium/1581800259_9.jpg)
Специально под ружьё по всем классическим канонамбыл сделан оружейный кейс.
На мой взгляд, один только этот кейс, при изготовлении которого была использована кожа итальянкой выделки и английское сукно, является великолепным примером уровня мастерства его изготовителя.
![](/uploads/posts/2020-02/medium/1581800281_10.jpg)
![](/uploads/posts/2020-02/medium/1581800307_11.jpg)
В гарнитур вошли изготовленные в единственном экземпляре шомпол (материал: бронза, корневой орех и титан для «сердечника»), фальшпатроны с пружинным механизмом, благодаря которому можно регулировать силу сопротивление удару, охотничий нож (клинок из кованой стали D2, больстер из титана, рукоятка – из ореха ручной полировки).
В комплект входит портмоне и специальный конверт под паспорт ружья.
![](/uploads/posts/2020-02/medium/1581800522_24.jpg)
![](/uploads/posts/2020-02/medium/1581800552_25.jpg)
Совокупная стоимость всех работ безжалостно высока. Это объяснимо: квалификационный труд и цена качественных расходников и в России сегодня стоят дорого.
Я понимаю, что многим читателям интересны конкретные цифры, поэтому приведу стоимость основных работ. Сложив всё вместе, вы при желании получите себестоимость проекта.
![](/uploads/posts/2020-02/medium/1581800324_12.jpg)
![](/uploads/posts/2020-02/medium/1581800436_15.jpg)
Итак, покупка ружья-донора - 35 тыс. руб., все работы по металлу (обдирка, шлифовка, полировка, фрезеровка газоотводных каналов, изготовление новых винтов, термообработка, оксидирование «ржавым лаком» английского производства, цветная калка спусковых крючков в светло-йодовый цвет, окрашивание торцов винтов и осей в сине-фиолетовый цвет) - 35 тыс. руб.
Далее, гравировка - 65 тыс. руб., стоимость ореховой заготовки - 25 тыс., изготовление приклада и цевья - 40 тыс., наборный шомпол с ручной гравировкой - 15 тыс., нож - 10 тыс., кейс - 70 тыс., фальшпатроны с сёдлами - 5 тыс. и портмоне - 2,5 тысячи рублей.
Признаться, меня эти цены шокировали. Но и результат производит не меньшее впечатление.
![](/uploads/posts/2020-02/medium/1581800406_13.jpg)
![](/uploads/posts/2020-02/medium/1581800386_14.jpg)
В результате проведённых работ ружьё приобрело шарм настоящего «штучника». Преобразившееся Иж-58 укомплектовано аксессуарами, которые подчёркивают его индивидуальность.
Неудивительно, что ружьё было быстро продано. Теперь оно находится в коллекции охотника и ценителя классики Виктора Пономаренко.
![](/uploads/posts/2020-02/medium/1581800508_22.jpg)
![](/uploads/posts/2020-02/medium/1581800476_23.jpg)
Автор проекта – О. Верясов
Мастер гравер - А. Афанасьев.
Изготовление новых деревянных деталей и оксидирование - Игорь Геннадьевич В. (на Guns.ru известный под ником klasshanter).
![](/uploads/posts/2020-02/medium/1581800459_16.jpg)
![](/uploads/posts/2020-02/medium/1581800398_17.jpg)
Материалы,
использованные в проекте:
- Корневой оружейный орех 9 класса.
- Пропитка ореха (шафтол)
- Бронза
- Титан
- Кожа производства Италии
- Сукно производства Великобритании
![](/uploads/posts/2020-02/medium/1581800456_20.jpg)
![](/uploads/posts/2020-02/medium/1581800435_21.jpg)
Заключение
Модель Иж-58 по праву считается одной из лучших советских моделей. Несмотря на стремление его создателей уйти от конструктивной и технологической сложности предыдущих моделей, Иж-58 получилось прочным, лёгким и ладным ружьём.
Особенно ценятся первые выпуски этой модели, 16-го калибра. Ценители также охотятся за Иж-58 в более редком, 20-м калибре.
![](/uploads/posts/2020-02/medium/1581800618_32.jpg)
У меня тоже есть Иж-58. Оно тоже из относительно ранних выпусков и тоже 16-го калибра. С ним я охочусь уже около 15 лет. Когда-то я предпринял попытку самостоятельной реставрации ружья – от «выведения» геометрии и перепокрытия колодки и стволов до изготовления новых приклада и цевья.
![](/uploads/posts/2020-02/medium/1581800594_26.jpg)
![](/uploads/posts/2020-02/medium/1581800585_27.jpg)
Но хотелось чего-то большего, да и «окончательное решение» этого вопроса было делом логичным и лично для меня принципиальным. Вот в этой статье я рассказал о своём личном опыте реставрации и ремонта ружей на одном из лучших заводов России.Посмотрите,получилось симпатично.
![](/uploads/posts/2020-02/medium/1581800699_18.jpg)
![](/uploads/posts/2020-02/medium/1581800695_19.jpg)
Проекты Олега Верясова я считаю одними из лучших отечественных, из имеющихся в открытом доступе. В этом я не одинок. В то же время я уважаю мнение противников облагораживания изначально рядовых ружей.
![](/uploads/posts/2020-02/medium/1581800684_31.jpg)
Но место для дискуссий - на оружейных форумах. А эта статья была подготовлена для тех, кому не безразлична история отечественного охотничьего оружия. И для тех, кто ценит эстетку классики и с пониманием относится к ренессансу старых ружей.
![](/uploads/posts/2020-02/medium/1581800668_30.jpg)
Статья была опубликована
в журнале "Мастер-Ружьё"
в феврале 2020 года
Хорошей вам охоты!
Похожие публикации