9 апреля 2016 года на сайте Н.Старикова была опубликована моя статья «Школьный предмет «Астрономия». Последствия ликвидации. Что делать?»

Конечно, это было не единственное открытое обращение к заинтересованной общественности и чиновникам от образования и науки. Но я имел личный опыт попытки возвращения астрономии в школы на региональном уровне, поэтому с проблемой был знаком в буквальном смысле изнутри. 

На момент написания статьи у «руля» отечественного образования находился министр-«реформатор» Ливанов, в связи с чем питать надежды на решение вопроса «сверху» было бессмысленно. Именно поэтому единственным выходом мне виделось инициативное движение «снизу», то есть – из регионов.


Телескоп ТАЛ-75R 
производства НПЗ, Россия


Схема была достаточно простая, хотя и требовала вовлечения в процесс регионального руководства (лучше всего - на уровне губернатора) и некоторого времени на реализацию. Нужно было возродить в одном из значимых субъектов России преподавание астрономии в школах (пускай в отдельно выбранных школах и на экспериментальной основе), решить вопрос с материально-технической базой (строительство стационарных и приобретение мобильных планетариев). 

Два-три года отводилось на получение положительного опыта, после чего нужно было «подтянуть» к теме авторитетных учёных и неравнодушных общественных деятелей, при помощи СМИ хотя бы на минимальном уровне сформировать необходимое общественное мнение и, наконец, выбрать удачный формат (и момент!) для обращения к Президенту для инициирования соответствующего поручения министерству образования.

Не получилось бы так, пошли бы другим путём: предполагалась максимальная «раскрутка» темы на региональном уровне, создание т.н. действующей модели с последующей передачей полученного опыта в другие регионы. Хорошее и успешное обычно воспринимается и принимается положительно, а с учётом специфики регионов подхваченная идея всегда имеет немалые шансы на всестороннее развитие, что в итоге может дать неожиданный мультипликативный эффект. То есть, «продавливать» возвращение «Астрономии» в наши школы можно и нужно было любыми разумными способами. 

Будучи знакомым с властной «кухней», я прекрасно отдавал себе отчёт, что решающим фактором во всей этой непростой и длительной эпопее будет главный фактор - человеческий. Проще говоря, речь идёт о кадровом вопросе. «Кадры решают всё!», как справедливо подметил И.Сталин. Будут во власти люди с целостным мировоззрением и государственным складом ума – будет меньше бардака и больше здравых, популярных (!) решений.

21 сентября 2016 года новый министр образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева заявила о своей личной инициативе - о гарантированном возврате предмета «Астрономия» в курс школьной программы. (http://www.vesti.ru/doc.html?id=2801295) Нас услышали! Теперь министру в своём начинании нужно преодолеть массу барьеров при движении инициативы «вниз». А как показывает практика, этот путь зачастую не менее сложный – у региональных чиновников на любой счёт имеется своё «мнение» (в качестве примера можно вспомнить темпы и качество реализации майских указов В.В.Путина).

Время всё расставит на свои места. Уже через полгода мы получим возможность оценить деятельность нового министра образования. Пожелаем ей терпения и удачи в руководстве важнейшей отраслью страны. Но очень хотелось бы надеяться на то, что здравый смысл и наши призывы прекратить разрушение отечественной системы народного образования в итоге обернутся реальными действиями, направленными не только на исправление последствий «реформ», но и бережную адаптацию российской педагогики и науки к вызовам современных реалий.



Статья опубликована 
в сентябре 2016 года