Целью настоящей статьи не ставилось разъяснение сути предмета «Астрономия». Я уверен, что любой из читателей в достаточной степени осведомлён об астрономической науке и смежных отраслях знаний.
Не будем также особо затрагивать проблемы с преподаванием в школах и ВУЗах других предметов, это тема для отдельного разговора.
На повестке вопрос касательно астрономии как науки и школьного предмета, фактически выброшенного из школьной программы в переломном 1993 году.
В настоящее время Россия испытывает острый дефицит специалистов в сфере астрономии, космического землеведения, природоведения, естествознания, географии, физики. Астрономия и география? Так это же разные вещи, скажет читатель. Нет, связанные. И очень крепко.
Ещё больше общего у астрономии с физикой. Рождённые в СССР до середины 1970-х хорошо помнят, что эти два предмета в 10-м классе преподавал один и тот же учитель. Ну, хорошо, согласится дотошный читатель, а какая связь астрономии с естествознанием? Самая непосредственная.
Астрономия является одной из старейших фундаментальных наук и имеет огромное прикладное значение в качестве инструмента для создания научной картины мира. Картины, которая является элементом мировоззрения любого образованного человека.
А ведь сегодня России как никогда нужны именно такие люди. Это и выводит астрономию в нишу особо значимых наук для нормального социально-экономического развития страны. Любой передовой страны.
На текущий момент можно уверенно говорить о проблемах с формированием у российских школьников целостной естественнонаучной картины мира. Как мы уже выяснили, этому способствует и отсутствие в школьной программе предмета «Астрономия». Напомню, что ликвидировали её в 1993 году. Сначала с какими-то оговорками и условностями - был переходный период. А к 2009 году астрономия из нашей средней школы исчезла совсем.
Параллельно в системе дополнительного образования ещё в 1990-х гг. были вредительски уничтожены астрономические кружки, разворованы обсерватории, выгнаны специалисты. Последствия в полной мере начинают проявляться именно сейчас.
Конечно, общее развитие ситуации ещё не говорит о том, что всё «совсем пропало». Кое-где школьное руководство пытается возродить преподавание предмета «Астрономия» хотя бы на факультативном уровне. Такой энтузиазм заслуживает искреннего уважения, но проблема подстерегает нас с другой стороны: в России сейчас просто нет учебников астрономии с тем самым грифом Министерства образования, который рекомендует использовать пособие в образовательном процессе. Но отсутствие учебников – это ещё полбеды. Нет нужного количества учителей, способных преподавать астрономию в 10-11 классах школы по всей стране.
В 2009 году отказ российского Министерства образования от предмета «Астрономия» вызвал бурную реакцию в научной среде. Российские астрономы в своём открытом обращении к Правительству России писали: «Ликвидация астрономии в средней школе неминуемо создаёт благоприятную почву для повсеместного распространения лженаучных представлений о мире, астрологии, магии, колдовства, в условиях, когда научно-популярная литература недоступна широким кругам населения из-за высоких цен.
Мы считаем, что необходимость всеобщего астрономического образования обусловлена важностью вклада астрономии в создание научной картины мира и формирование научного мировоззрения современных людей.
Естествознание - часть единой общечеловеческой культуры и естественнонаучные знания должны стать достоянием любого образованного человека. В настоящее время в мире бурно развиваются астрономия и исследование космоса, однако в России выпускники общеобразовательных учреждений обрекаются на астрономическую безграмотность".
Да, мы пока ещё летаем в Космос.Но в этой отрасли, как и во многих других, всё или почти всё держится на советских наработках. Насколько ещё хватит этого запаса прочности?
Родное Министерство образования с непонятным упорством продолжает «реформировать» образование, выводя из школьной программы важнейшие общеобразовательные и прикладные предметы. Зато (в светском-то государстве!) вводятся предметы вроде «Основы религиозных культур».
При этом в школах усердно добивается принцип воспитательной работы. Всё, туши свет. Антон Семёнович Макаренко, наверное, в гробу переворачивается. Диагноз один. И перспектива одна – дальнейшая системная деградация важнейшей сферы. А ведь именно об этом семь лет назад просто кричали наши астрономы. Именно на это правительству и сегодня пытаются указать неравнодушные специалисты.
Хорошо, проблема ясна, она крайне актуальна. Кто виноват – понятно или уже неважно. Второй извечный русский вопрос: что делать? В данном случае я вижу два варианта решения проблемы предмета «Астрономия». Эта проблема теснейшим образом связана с общей проблемой народного образования, но последняя - вопрос глобальный и выходит за рамки данной статьи.
Итак, нужна или соответствующая государственная поддержка и популяризация астрономии как науки и предмета или поэтапное решение вопроса на региональном уровне. И там и там, помимо понимания сути и степени приоритетности вопроса, нужна политическая воля руководства. Нужна активность местной научно-технической интеллигенции. Конечно, нужны и деньги. Но, о чём я могу говорить абсолютно уверенно, всё это решаемо. Давайте рассмотрим, что и как можно сделать.
Одним из эффективных инструментов решения обозначенных задач может стать использование мобильных и (или) стационарных планетариев в программе общеобразовательного или дополнительного обучения школьников и студентов. Идея сама по себе отличная, но препятствием будет крайняя малочисленность планетариев в нашей стране: в настоящее время в России их насчитывается всего около тридцати (для сравнения - планетарии в Японии или США исчисляются многими сотнями).
Основными посетителями планетариев за рубежом (как и у нас) традиционно являются учителя и школьники. Про необходимость обучения профильных специалистов или поиск ещё советских кадров говорить излишне – это первоочередная задача.
Планетарий – это всегда и всем интересно (помните как у Маяковского: "Пролетарка, пролетарий, заходите в планетарий!"). Популярность таких учреждений в России подтверждает успешный опыт работы реставрированного в 2011 году планетария в г. Москва, преобразованного в уникальный культурно-просветительский, научнo-познавательный и досуговый центр мирового уровня, в котором возрождены лучшие отечественные научные и просветительские традиции.
Важность и эффективность использования планетариев в системе образовательного процесса дают основания говорить об объектах такого рода именно как об особой форме обучения естественнонаучным дисциплинам (системе интерактивного образования). Планетарий можно и нужно рассматривать как перспективный центр дополнительного образования, потенциал которого будет реализовываться многие годы.
Этот аспект на всех уровнях необходимо рассматривать в свете приоритета российской науки в освоении космоса. Для дальневосточных субъектов РФ всё это необходимо учитывать в свете наметившейся тенденции смещения социально-экономических и геополитических акцентов в сторону Дальнего Востока России (в т.ч. – и центров космонавтики).
Прежние (советские) отечественные нормативы по необходимому числу населения в населённом пункте для планирования строительства стационарного планетария - 200 тысяч человек, что соответствует населению многих российских городов, в том числе – уровня областных центров. Откуда брать деньги – это ещё один вопрос, не попадающий в рамки данной статьи.
Обращу внимание читателя лишь на то, что стоимость стационарного планетария (соразмерного числу населения или значимости города) может быть неподъёмной только для дотационных субъектов РФ. И это в случае финансирования за счёт местного бюджета.
Понятно, что везде свои приоритеты, но социально-экономическое благополучие отдельно взятого региона сильно зависит не только от наличия ресурсов или геополитической значимости, но и от его первых лиц.
Давайте представим, что деньги в отдельно взятом регионе есть, губернатор проникся «астрономической» идеей сам или его кто-то смог убедить. Даны соответствующие поручения, вопрос поставлен на контроль и очередными поправками в бюджет «зашито» финансирование строительства планетария и предусмотрено всё необходимое материально-техническое обеспечение.
Как правило, на местах реализация таких вопросов поручается администрации муниципалитета (земельный вопрос), министерству образования и министерству строительства в составе рабочей группы под руководством зампреда по «социалке» или строительству. Что дальше? Смотрим.
В случае появления стационарного планетария, имеющего современную материально-техническую базу (включая интерактивный музей астрономии и геофизики) и соответствующий кадровый состав, любой город России приобретает яркую и узнаваемую «визитную карточку».
Помимо этого, правильно выстроенная работа планетария положительно скажется на повышении уровня общеобразовательного и общекультурного уровня школьников и студентов, а также станет одной из точек опоры для качественного развития естественнонаучного образования. Необходимо также параллельное восстановление деятельности обсерваторий во Дворцах детского и юношеского творчества (бывшие Дворцы пионеров).
Обсерватории, астрономические кружки, астрономические наблюдательные посты при технических и педагогических ВУЗах, планетарии муниципального или регионального ведомственного подчинения – всё это неизбежно станет основой для популяризации естественных научных знаний, необходимых для подготовки жизненно важных для нашей страны рабочих и научных специальностей. Для целого ряда субъектов РФ это особо актуально с учётом дальнейшего запланированного развития рыбной и лесопромышленной отраслей, шельфовых проектов, создания федеральных и международных научных центров.
Для реализации системного подхода на региональном уровне можно и нужно дополнительно рассматривать вопрос о приобретении в экспериментальных целях местными властями мобильных (надувных) планетариев для использования их в спортивных или актовых залах школ и Домах культуры муниципальных образований.
В постоянной локализации таких планетариев особой нужды нет, поэтому, особенно – в условиях недостатка средств, оптимальной будет ротация оборудования в пределах муниципалитета или городского округа (в зависимости от особенностей административно-территориального деления конкретной территории).
Приобретение мобильного планетария под силу даже небольшому населённому пункту с двумя-тремя школами. Кстати, здесь мы опять вернулись к основополагающей вещи – значению человеческого фактора. А точнее – важности нахождения во власти людей с тем самым целостным мировоззрением и государственным складом ума.
Опять же, могу утверждать, что полноценное внимание таким фундаментальным отраслям как культура и образование уделяют в лучшем случае 10% глав администраций (мэров) городов России. Что интересно, среди именно таких руководителей довольно часто попадаются бывшие учителя и преподаватели ВУЗов.
Юрий Максимов,
апрель 2016 года
Не будем также особо затрагивать проблемы с преподаванием в школах и ВУЗах других предметов, это тема для отдельного разговора.
На повестке вопрос касательно астрономии как науки и школьного предмета, фактически выброшенного из школьной программы в переломном 1993 году.
В настоящее время Россия испытывает острый дефицит специалистов в сфере астрономии, космического землеведения, природоведения, естествознания, географии, физики. Астрономия и география? Так это же разные вещи, скажет читатель. Нет, связанные. И очень крепко.
Ещё больше общего у астрономии с физикой. Рождённые в СССР до середины 1970-х хорошо помнят, что эти два предмета в 10-м классе преподавал один и тот же учитель. Ну, хорошо, согласится дотошный читатель, а какая связь астрономии с естествознанием? Самая непосредственная.
Астрономия является одной из старейших фундаментальных наук и имеет огромное прикладное значение в качестве инструмента для создания научной картины мира. Картины, которая является элементом мировоззрения любого образованного человека.
А ведь сегодня России как никогда нужны именно такие люди. Это и выводит астрономию в нишу особо значимых наук для нормального социально-экономического развития страны. Любой передовой страны.
На текущий момент можно уверенно говорить о проблемах с формированием у российских школьников целостной естественнонаучной картины мира. Как мы уже выяснили, этому способствует и отсутствие в школьной программе предмета «Астрономия». Напомню, что ликвидировали её в 1993 году. Сначала с какими-то оговорками и условностями - был переходный период. А к 2009 году астрономия из нашей средней школы исчезла совсем.
Параллельно в системе дополнительного образования ещё в 1990-х гг. были вредительски уничтожены астрономические кружки, разворованы обсерватории, выгнаны специалисты. Последствия в полной мере начинают проявляться именно сейчас.
Конечно, общее развитие ситуации ещё не говорит о том, что всё «совсем пропало». Кое-где школьное руководство пытается возродить преподавание предмета «Астрономия» хотя бы на факультативном уровне. Такой энтузиазм заслуживает искреннего уважения, но проблема подстерегает нас с другой стороны: в России сейчас просто нет учебников астрономии с тем самым грифом Министерства образования, который рекомендует использовать пособие в образовательном процессе. Но отсутствие учебников – это ещё полбеды. Нет нужного количества учителей, способных преподавать астрономию в 10-11 классах школы по всей стране.
В 2009 году отказ российского Министерства образования от предмета «Астрономия» вызвал бурную реакцию в научной среде. Российские астрономы в своём открытом обращении к Правительству России писали: «Ликвидация астрономии в средней школе неминуемо создаёт благоприятную почву для повсеместного распространения лженаучных представлений о мире, астрологии, магии, колдовства, в условиях, когда научно-популярная литература недоступна широким кругам населения из-за высоких цен.
Мы считаем, что необходимость всеобщего астрономического образования обусловлена важностью вклада астрономии в создание научной картины мира и формирование научного мировоззрения современных людей.
Естествознание - часть единой общечеловеческой культуры и естественнонаучные знания должны стать достоянием любого образованного человека. В настоящее время в мире бурно развиваются астрономия и исследование космоса, однако в России выпускники общеобразовательных учреждений обрекаются на астрономическую безграмотность".
Да, мы пока ещё летаем в Космос.Но в этой отрасли, как и во многих других, всё или почти всё держится на советских наработках. Насколько ещё хватит этого запаса прочности?
Родное Министерство образования с непонятным упорством продолжает «реформировать» образование, выводя из школьной программы важнейшие общеобразовательные и прикладные предметы. Зато (в светском-то государстве!) вводятся предметы вроде «Основы религиозных культур».
При этом в школах усердно добивается принцип воспитательной работы. Всё, туши свет. Антон Семёнович Макаренко, наверное, в гробу переворачивается. Диагноз один. И перспектива одна – дальнейшая системная деградация важнейшей сферы. А ведь именно об этом семь лет назад просто кричали наши астрономы. Именно на это правительству и сегодня пытаются указать неравнодушные специалисты.
Хорошо, проблема ясна, она крайне актуальна. Кто виноват – понятно или уже неважно. Второй извечный русский вопрос: что делать? В данном случае я вижу два варианта решения проблемы предмета «Астрономия». Эта проблема теснейшим образом связана с общей проблемой народного образования, но последняя - вопрос глобальный и выходит за рамки данной статьи.
Итак, нужна или соответствующая государственная поддержка и популяризация астрономии как науки и предмета или поэтапное решение вопроса на региональном уровне. И там и там, помимо понимания сути и степени приоритетности вопроса, нужна политическая воля руководства. Нужна активность местной научно-технической интеллигенции. Конечно, нужны и деньги. Но, о чём я могу говорить абсолютно уверенно, всё это решаемо. Давайте рассмотрим, что и как можно сделать.
Одним из эффективных инструментов решения обозначенных задач может стать использование мобильных и (или) стационарных планетариев в программе общеобразовательного или дополнительного обучения школьников и студентов. Идея сама по себе отличная, но препятствием будет крайняя малочисленность планетариев в нашей стране: в настоящее время в России их насчитывается всего около тридцати (для сравнения - планетарии в Японии или США исчисляются многими сотнями).
Основными посетителями планетариев за рубежом (как и у нас) традиционно являются учителя и школьники. Про необходимость обучения профильных специалистов или поиск ещё советских кадров говорить излишне – это первоочередная задача.
Планетарий – это всегда и всем интересно (помните как у Маяковского: "Пролетарка, пролетарий, заходите в планетарий!"). Популярность таких учреждений в России подтверждает успешный опыт работы реставрированного в 2011 году планетария в г. Москва, преобразованного в уникальный культурно-просветительский, научнo-познавательный и досуговый центр мирового уровня, в котором возрождены лучшие отечественные научные и просветительские традиции.
Важность и эффективность использования планетариев в системе образовательного процесса дают основания говорить об объектах такого рода именно как об особой форме обучения естественнонаучным дисциплинам (системе интерактивного образования). Планетарий можно и нужно рассматривать как перспективный центр дополнительного образования, потенциал которого будет реализовываться многие годы.
Этот аспект на всех уровнях необходимо рассматривать в свете приоритета российской науки в освоении космоса. Для дальневосточных субъектов РФ всё это необходимо учитывать в свете наметившейся тенденции смещения социально-экономических и геополитических акцентов в сторону Дальнего Востока России (в т.ч. – и центров космонавтики).
Прежние (советские) отечественные нормативы по необходимому числу населения в населённом пункте для планирования строительства стационарного планетария - 200 тысяч человек, что соответствует населению многих российских городов, в том числе – уровня областных центров. Откуда брать деньги – это ещё один вопрос, не попадающий в рамки данной статьи.
Обращу внимание читателя лишь на то, что стоимость стационарного планетария (соразмерного числу населения или значимости города) может быть неподъёмной только для дотационных субъектов РФ. И это в случае финансирования за счёт местного бюджета.
Понятно, что везде свои приоритеты, но социально-экономическое благополучие отдельно взятого региона сильно зависит не только от наличия ресурсов или геополитической значимости, но и от его первых лиц.
Давайте представим, что деньги в отдельно взятом регионе есть, губернатор проникся «астрономической» идеей сам или его кто-то смог убедить. Даны соответствующие поручения, вопрос поставлен на контроль и очередными поправками в бюджет «зашито» финансирование строительства планетария и предусмотрено всё необходимое материально-техническое обеспечение.
Как правило, на местах реализация таких вопросов поручается администрации муниципалитета (земельный вопрос), министерству образования и министерству строительства в составе рабочей группы под руководством зампреда по «социалке» или строительству. Что дальше? Смотрим.
В случае появления стационарного планетария, имеющего современную материально-техническую базу (включая интерактивный музей астрономии и геофизики) и соответствующий кадровый состав, любой город России приобретает яркую и узнаваемую «визитную карточку».
Помимо этого, правильно выстроенная работа планетария положительно скажется на повышении уровня общеобразовательного и общекультурного уровня школьников и студентов, а также станет одной из точек опоры для качественного развития естественнонаучного образования. Необходимо также параллельное восстановление деятельности обсерваторий во Дворцах детского и юношеского творчества (бывшие Дворцы пионеров).
Обсерватории, астрономические кружки, астрономические наблюдательные посты при технических и педагогических ВУЗах, планетарии муниципального или регионального ведомственного подчинения – всё это неизбежно станет основой для популяризации естественных научных знаний, необходимых для подготовки жизненно важных для нашей страны рабочих и научных специальностей. Для целого ряда субъектов РФ это особо актуально с учётом дальнейшего запланированного развития рыбной и лесопромышленной отраслей, шельфовых проектов, создания федеральных и международных научных центров.
Для реализации системного подхода на региональном уровне можно и нужно дополнительно рассматривать вопрос о приобретении в экспериментальных целях местными властями мобильных (надувных) планетариев для использования их в спортивных или актовых залах школ и Домах культуры муниципальных образований.
В постоянной локализации таких планетариев особой нужды нет, поэтому, особенно – в условиях недостатка средств, оптимальной будет ротация оборудования в пределах муниципалитета или городского округа (в зависимости от особенностей административно-территориального деления конкретной территории).
Приобретение мобильного планетария под силу даже небольшому населённому пункту с двумя-тремя школами. Кстати, здесь мы опять вернулись к основополагающей вещи – значению человеческого фактора. А точнее – важности нахождения во власти людей с тем самым целостным мировоззрением и государственным складом ума.
Опять же, могу утверждать, что полноценное внимание таким фундаментальным отраслям как культура и образование уделяют в лучшем случае 10% глав администраций (мэров) городов России. Что интересно, среди именно таких руководителей довольно часто попадаются бывшие учителя и преподаватели ВУЗов.
Юрий Максимов,
апрель 2016 года
Похожие публикации