Юрий Максимов
фото автора 

В узком кругу ножевых мастеров заработать уважение непросто. Каким бы ты ни был талантливым и работоспособным, на признание требуются долгие годы. Этим непростым путём шли абсолютно все российские мастера. И лишь некоторые из них достигли действительно высокого уровня. 

Эта статья о том, как в России в среде ножеделов возрождается институт ученичества - обучение профессии под руководством мастера в процессе производственной деятельности. Явление не то что бы уникальное, но однозначно нечастое. И процесс становления мастера в таком формате уже несколько лет происходит на моих глазах. В роли наставника здесь выступает гранд-мастер Денис Шефер, в качестве ученика – Дмитрий Пудов. Этот ученик уже сейчас входит в число лучших мастеров-штучников России.


Дмитрий Пудов 
с ножами своей работы

  



Урал – кузница мастеров

Дмитрий Пудов родился на Урале в промышленном Екатеринбурге (тогда этот город ещё назывался Свердловск).С раннего детства он проявлял интерес к рукоделию, постоянно что-то мастерил. Не было для Димы лучше игрушки, чем пластилин или какие-нибудь деревяшки с резаком в придачу. Как любого мальчишку, его влекло к запретному плоду - ножам.

Но, если у большинства ребят этот интерес больше остаётся теоретическим, то у Дмитрия он трансформировался в нечто большее. Пытаться делать ножи будущий мастер начал ещё в школьные годы. Примером для подражания был родной дед, который на своём заводе делал простые ножи из доступных ему в то время материалов. Так что основа была заложена правильная и в нужное время.


 Первый нож, 
 сделанный Дмитрием Пудовым в юношеские годы




В 8-м классе Дмитрий познакомился с Денисом Шефером. Общими интересами у подростков стала военная тематика и страсть к созиданию.Ребята делились идеями, задумками, техническими изобретениями и результатами технологических изысканий.

Первые попытки сделать собственный нож будущие мастера осуществили при помощи маленького модельного станочка, прямо дома. Вся оснастка заключалась в нескольких камнях и алмазной чашке.Прошло немало лет. У ребят появились нужные инструменты. А с накоплением опыта у них стало получаться что-то стоящее. Потом пути друзей отчасти разошлись.


    Дмитрий Пудов за работой




После окончания института жизнь Дмитрия была полна поисками и метаниями, но любовь к ножам никогда не покидала.Часто после работы он прибегал к Денису в мастерскую и пробовал себя в деле под чутким руководством. К тому времени Денис уже был состоявшимся мастером и всегда готов был помочь другу.

Так прошло несколько лет. Дмитрия начали одолевать мысли, что в карьерном плане он выбрал неверный путь. С пагубными мыслями помогала бороться только отдушина в виде любимого хобби – изготовление ножей.

Однажды, когда Дмитрий задумался об очередной смене работы, его нож увидел Дмитрий Скоробогатых, создатель известного интернет-магазина «Ножинск». Он разглядел перспективность молодого мастера и предложил ему сотрудничество. С тех пор Дмитрий бросил всё и ушёл с головой в ножеделие.

Ученик и учитель. 
Слева направо: Д.Пудов и Д.Шефер




Процесс обучения и совершенствования навыков для настоящего мастера никогда не останавливается. Чем больше Дмитрий учился, тем лучше он понимал суть философского изречения о том, что обучение ремеслу - это процесс длиною в жизнь. Мир ножеделия настолько красочен и многогранен, что постоянно хочется пробовать что-то новое, экспериментировать, добиваться совершенства. 

Интернет полон информации, фотографий ножей различных мастеров. Есть на что обратить внимание, что почерпнуть и что брать в пример. Но эталоном в ножеделии для Дмитрия всегда был Денис Шефер.

Мастером движет идея. И таких идей у Дмитрия много. Например, он хочет попробовать выпустить несколько линеек малосерийных ножей: без вычурности и изысков, но высокого качества и относительно недорогих. Манит неохватная тема складных ножей.

Конечно, Дмитрий будет продолжать развиваться в премиум-сегменте, чтобы с каждым изготовленным ножом подниматься ещё на одну ступеньку мастерства. Конкуренция в отрасли велика, рынок перенасыщен. Так что если хочешь быть на плаву, то останавливаться никак нельзя. Это справедливо для любого мастера и любого крупного производителя.  


Охотничьи скинеры
работы Д.Пудова


 



Как создавался нож «Эдельвейс»

Цветок Эдельвейс — это символ альпийского ландшафта, который ассоциируется с чувством патриотизма. 
Эдельвейс – символ чистоты, мужской доблести и выносливости.

Ещё в 2017-м году, побывав у Дмитрия в мастерской и убедившись в его щепетильном отношении к делу, я заказал у него классический нескладной нож. «Хотелка» была одна и заключалась она в компактности и лёгкости ножа. То есть это должен был быть относительно небольшой нож. Плюс я попросил Дмитрия изготовить ножны в двух экземплярах – для «парадных» выходов и повседневного ношения. Всё остальное отдавалось на откуп мастеру – форма, конструкция, эргономика и выбор материалов. 


Нож «Эдельвейс» (нижний) 
в сравнении с разделочным ножом. 
Мастер Д.Пудов 




Выбор материалов был тщательно продуман, о чём Дмитрий мне рассказывал в процессе создания ножа. Как-то он приобрёл кусок нержавеющего дамаска ZDI 1016 от известной российской студии «Зладинокс». Он лежал и ждал своего часа, а вернее – вдохновения мастера. И дождался, превратившись в клинок будущего ножа. Необычная и достаточно сложная геометрия клинка отлично сочетается с кружевом узора дамасской стали.


 Как создаётся нож. 
 Мастер Д.Пудов в процессе изготовления ножей 
 (обработка клинка и рукояти на гриндере)




Клинок после профилирования на гриндере был вышлифован вручную. Потом правилась геометрия и убиралась поперечные риски от гриндера на алмазной пасте с размером зерна 28/20. Затем последовала изнурительная финальная корректировка мелкой алмазной пастой с зерном 14/10. Далее клинок подвёргся финишной шлифовке: также вручную абразивными шкурками, поэтапно, 600, 800, 1000, 1200 и 2000 грит. 


 Как создаётся нож. 
 Мастер Д.Пудов в процессе изготовления ножей 
 (раскрой кожи для пошива ножен)




После шлифовальных работ клинок нужно было протравить для проявления узора и его лучшей контрастности. Мастера знают, что травление - это всегда лотерея, т.к. каждый раз в процессе работы приходится подбирать режим и концентрацию кислоты. В нашем случае это была серная кислота, а точнее - корректирующий электролит, разведённый водой в пропорции 1:1.

Было сделано несколько циклов травления средней продолжительностью каждого около 30 минут, с последующей шлифовкой клинка шкуркой 2000 грит и чисткой скотчбрайтом. Циклы следовали один за другим, пока не был получен требуемый результат. 


  
Работы по металлу




Отдельный этап - это насадка больстера. Это почти ювелирная работа, деталь должна быть подогнана плотно, без щелей. Потом нужно придать больстеру рельеф - так называемое конфорение. После чего деталь аккуратно подгоняется начисто.

Рукоять ножа выполнена из стабилизированной карельской березы с красителем. Этот материал был выбран обдуманно – мастеру хотелось сделать нож ярким. Рукоять сначала была спрофилирована на гриндере. Затем последовала её ручная шлифовка шкурками: 320, 600, 800, 1200 и 2000 грит, с последующей доводкой войлоком с полировальной пастой и финишным покрытием карнаубским воском.


 Ножи Дмитрия Пудова 
  в процессе сборки




Отдельного разговора заслуживают ножны, которые всегда имеют большое значение и во многом определяют уровень мастера-штучника. Для Дмитрия Пудова это были первые ножны с так называемой аппликацией, т.е. вставкой из другой кожи, отличающейся по фактуре и цвету. Чтобы сшить такие ножны, требуется большой объём подгоночных и разметочных работ.

Перед сшиванием нужно тщательно обработать и подогнать все детали. Они неоднократно собираются, примеряются и разбираются обратно, чтобы при соединении в единое целое всё выглядело безукоризненно. Торец ножен шлифован шкуркой вручную до 600 грит, покрыт воском и заполирован.


    Нож «Эдельвейс»




Нож решено было назвать «Эдельвейс». Такое имя родилось не случайно. Дмитрию хотелось сделать небольшой, но яркий и нарядный нож, нарядный, чтоб цеплялся взгляд. Я люблю не только использовать, но и фотографировать ножи, чаще всего - в горах Кавказа. Эдельвейсы у нас не растут, но сути это не меняло.


  Это Кавказ!




  Нож «Эдельвейс» укомплектован двумя ножнами – 
    «парадными» и повседневными




Дмитрий видел мои фото ножей в сети Интернет, понимал специфику моих охотничье-туристических задач и мироощущения, поэтому в процессе изготовления ножа у него возникли ассоциации именно с неким горным цветком. А Эдельвейс – самый известный из них. Название было выбрано удачно: мне оно безоговорочно понравилось, а первый «выгул» ножа состоялся на высоте около 1500 метров над уровнем моря. 


   
Кавказ!




Почти готовый нож я смог подержать в руках на охотничьем фестивале в Ревде, статья о котором опубликована в июльском номере «МР» за 2019 год. А забрал я «Эдельвейс» уже с выставки «Arms&Hunting»-2019, где Д.Пудов выставлялся вместе с Д.Шефером.

В работе нож показал себя безукоризненно: прекрасная эргономика и маневренность, изумительный рез и минимальная утомляемость руки. Дизайн ножа, качество сборки и отделки, материалы и неповторимость – всё это тоже есть в избытке. Нож понравился даже моей супруге, дипломированному художнику и мастеру кухни, что можно считать высшей оценкой. 


  Нож «Эдельвейс» в руке




 Профиль рукояти «Эдельвейса», 
  вид сверху





Заключение

Мастера не любят делиться секретами. И мало кто афиширует подробности своей трудовой биографии и уж тем более – обозначать истоки своих трудовых достижений. Причины тому разные, но по-человечески мастеров понять тоже можно. 

В случае с Дмитрием Пудовым ситуацию можно назвать нетипичной. И, как мне кажется, это ему как раз играет на руку. Никто не сомневается в уровне мастерства Дениса Шефера. И быть его учеником – не только почётно, но и полезно для развития. Я хорошо знаю Дениса, который в своих педагогических, технологических и методологических подходах порой кажется излишне жёстким и дотошным.

И можно только представить, как достаётся его ученику. Но, судя по всему, именно это и стало одной из причин быстрого роста искусства Дмитрия Пудова, который уже прочно обосновался в когорте лучших мастеров России. 

 Ножи работы Дмитрия Пудова








Статья была опубликована в журнале "Мастер-Ружьё"
в декабре 2019 года