Юрий Максимов
фото автора
В узком кругу ножевых мастеров заработать уважение непросто. Каким бы ты ни был талантливым и работоспособным, на признание требуются долгие годы.
Этим непростым путём шли абсолютно все российские мастера. И лишь некоторые из них достигли действительно высокого уровня.
Эта статья о том, как в России в среде ножеделов возрождается институт ученичества - обучение профессии под руководством мастера в процессе производственной деятельности.
Явление не то что бы уникальное, но однозначно нечастое. И процесс становления мастера в таком формате уже несколько лет происходит на моих глазах.
В роли наставника здесь выступает гранд-мастер Денис Шефер, в качестве ученика – Дмитрий Пудов. Этот ученик уже сейчас входит в число лучших мастеров-штучников России.
Дмитрий Пудов
с ножами своей работы

Урал –
кузница мастеров
Дмитрий Пудов родился на Урале в промышленном Екатеринбурге (тогда этот город ещё назывался Свердловск).С раннего детства он проявлял интерес к рукоделию, постоянно что-то мастерил.
Не было для Димы лучше игрушки, чем пластилин или какие-нибудь деревяшки с резаком в придачу. Как любого мальчишку, его влекло к запретному плоду - ножам.
Но, если у большинства ребят этот интерес больше остаётся теоретическим, то у Дмитрия он трансформировался в нечто большее. Пытаться делать ножи будущий мастер начал ещё в школьные годы.
Примером для подражания был родной дед, который на своём заводе делал простые ножи из доступных ему в то время материалов. Так что основа была заложена правильная и в нужное время.
Первый нож,
сделанный Дмитрием Пудовым
в юношеские годы

В 8-м классе Дмитрий познакомился с Денисом Шефером. Общими интересами у подростков стала военная тематика и страсть к созиданию.Ребята делились идеями, задумками, техническими изобретениями и результатами технологических изысканий.
Первые попытки сделать собственный нож будущие мастера осуществили при помощи маленького модельного станочка, прямо дома. Вся оснастка заключалась в нескольких камнях и алмазной чашке.
Прошло немало лет. У ребят появились нужные инструменты. А с накоплением опыта у них стало получаться что-то стоящее. Потом пути друзей отчасти разошлись.
Дмитрий Пудов
за работой


После окончания института жизнь Дмитрия была полна поисками и метаниями, но любовь к ножам никогда не покидала.Часто после работы он прибегал к Денису в мастерскую и пробовал себя в деле под чутким руководством. К тому времени Денис уже был состоявшимся мастером и всегда готов был помочь другу.
Так прошло несколько лет. Дмитрия начали одолевать мысли, что в карьерном плане он выбрал неверный путь. С пагубными мыслями помогала бороться только отдушина в виде любимого хобби – изготовление ножей.
Однажды, когда Дмитрий задумался об очередной смене работы, его нож увидел Дмитрий Скоробогатых, создатель известного интернет-магазина «Ножинск». Он разглядел перспективность молодого мастера и предложил ему сотрудничество. С тех пор Дмитрий бросил всё и ушёл с головой в ножеделие.
Ученик и учитель.
Слева направо: Д.Пудов и Д.Шефер

Процесс обучения и совершенствования навыков для настоящего мастера никогда не останавливается. Чем больше Дмитрий учился, тем лучше он понимал суть философского изречения о том, что обучение ремеслу - это процесс длиною в жизнь.
Мир ножеделия настолько красочен и многогранен, что постоянно хочется пробовать что-то новое, экспериментировать, добиваться совершенства.
Интернет полон информации, фотографий ножей различных мастеров. Есть на что обратить внимание, что почерпнуть и что брать в пример. Но эталоном в ножеделии для Дмитрия всегда был Денис Шефер.
Мастером движет идея. И таких идей у Дмитрия много. Например, он хочет попробовать выпустить несколько линеек малосерийных ножей: без вычурности и изысков, но высокого качества и относительно недорогих. Манит неохватная тема складных ножей.
Конечно, Дмитрий будет продолжать развиваться в премиум-сегменте, чтобы с каждым изготовленным ножом подниматься ещё на одну ступеньку мастерства.
Конкуренция в отрасли велика, рынок перенасыщен. Так что если хочешь быть на плаву, то останавливаться никак нельзя. Это справедливо для любого мастера и любого крупного производителя.
Охотничьи скинеры
работы Д.Пудова

Как создавался
нож «Эдельвейс»
Цветок Эдельвейс — это символ альпийского ландшафта,
который ассоциируется с чувством патриотизма.
Эдельвейс – символ чистоты, мужской доблести и выносливости.
Ещё в 2017-м году, побывав у Дмитрия в мастерской и убедившись в его щепетильном отношении к делу, я заказал у него классический нескладной нож. «Хотелка» была одна и заключалась она в компактности и лёгкости ножа. То есть это должен был быть относительно небольшой нож.
Плюс я попросил Дмитрия изготовить ножны в двух экземплярах – для «парадных» выходов и повседневного ношения. Всё остальное отдавалось на откуп мастеру – форма, конструкция, эргономика и выбор материалов.
Нож «Эдельвейс» (нижний)
в сравнении с разделочным ножом.
Мастер Д.Пудов

Выбор материалов был тщательно продуман, о чём Дмитрий мне рассказывал в процессе создания ножа. Как-то он приобрёл кусок нержавеющего дамаска ZDI 1016 от известной российской студии «Зладинокс».
Он лежал и ждал своего часа, а вернее – вдохновения мастера. И дождался, превратившись в клинок будущего ножа. Необычная и достаточно сложная геометрия клинка отлично сочетается с кружевом узора дамасской стали.
Как создаётся нож.
Мастер Д.Пудов
в процессе изготовления ножей
(обработка клинка и рукояти на гриндере)


Клинок после профилирования на гриндере был вышлифован вручную. Потом правилась геометрия и убиралась поперечные риски от гриндера на алмазной пасте с размером зерна 28/20. Затем последовала изнурительная финальная корректировка мелкой алмазной пастой с зерном 14/10.
Далее клинок подвёргся финишной шлифовке: также вручную абразивными шкурками, поэтапно, 600, 800, 1000, 1200 и 2000 грит.
Как создаётся нож.
Мастер Д.Пудов
в процессе изготовления ножей
(раскрой кожи для пошива ножен)


После шлифовальных работ клинок нужно было протравить для проявления узора и его лучшей контрастности. Мастера знают, что травление - это всегда лотерея, т.к. каждый раз в процессе работы приходится подбирать режим и концентрацию кислоты.
В нашем случае это была серная кислота, а точнее - корректирующий электролит, разведённый водой в пропорции 1:1.
Было сделано несколько циклов травления средней продолжительностью каждого около 30 минут, с последующей шлифовкой клинка шкуркой 2000 грит и чисткой скотчбрайтом. Циклы следовали один за другим, пока не был получен требуемый результат.
Работы Д.Пудова
по металлу


Отдельный этап - это насадка больстера. Это почти ювелирная работа, деталь должна быть подогнана плотно, без щелей. Потом нужно придать больстеру рельеф - так называемое конфорение. После чего деталь аккуратно подгоняется начисто.
Рукоять ножа выполнена из стабилизированной карельской березы с красителем. Этот материал был выбран обдуманно – мастеру хотелось сделать нож ярким.
Рукоять сначала была спрофилирована на гриндере. Затем последовала её ручная шлифовка шкурками: 320, 600, 800, 1200 и 2000 грит, с последующей доводкой войлоком с полировальной пастой и финишным покрытием карнаубским воском.
Ножи Дмитрия Пудова
в процессе сборки

Отдельного разговора заслуживают ножны, которые всегда имеют большое значение и во многом определяют уровень мастера-штучника.
Для Дмитрия Пудова это были первые ножны с так называемой аппликацией, т.е. вставкой из другой кожи, отличающейся по фактуре и цвету. Чтобы сшить такие ножны, требуется большой объём подгоночных и разметочных работ.
Перед сшиванием нужно тщательно обработать и подогнать все детали. Они неоднократно собираются, примеряются и разбираются обратно, чтобы при соединении в единое целое всё выглядело безукоризненно. Торец ножен шлифован шкуркой вручную до 600 грит, покрыт воском и заполирован.
Нож «Эдельвейс»


Нож решено было назвать «Эдельвейс». Такое имя родилось не случайно. Дмитрию хотелось сделать небольшой, но яркий и нарядный нож, нарядный, чтоб цеплялся взгляд.
Я люблю не только использовать, но и фотографировать ножи, чаще всего - в горах Кавказа. Эдельвейсы у нас не растут, но сути это не меняло.
Это Кавказ!

Нож «Эдельвейс»
укомплектован двумя ножнами –
«парадными» и повседневными


Дмитрий видел мои фото ножей в сети Интернет, понимал специфику моих охотничье-туристических задач и мироощущения, поэтому в процессе изготовления ножа у него возникли ассоциации именно с неким горным цветком.
А Эдельвейс – самый известный из них. Название было выбрано удачно: мне оно безоговорочно понравилось, а первый «выгул» ножа состоялся на высоте около 1500 метров над уровнем моря.
Кавказ!

Почти готовый нож я смог подержать в руках на охотничьем фестивале в Ревде, статья о котором опубликована в июльском номере «МР» за 2019 год.
А забрал я «Эдельвейс» уже с выставки «Arms & Hunting»-2019, где Д.Пудов выставлялся вместе с Д.Шефером.

В работе нож показал себя безукоризненно: прекрасная эргономика и маневренность, изумительный рез и минимальная утомляемость руки. Дизайн ножа, качество сборки и отделки, материалы и неповторимость – всё это тоже есть в избытке.
Нож понравился даже моей супруге, дипломированному художнику и мастеру кухни, что можно считать высшей оценкой.
Нож «Эдельвейс»
в руке


Заключение
Мастера не любят делиться секретами. И мало кто афиширует подробности своей трудовой биографии и уж тем более – обозначать истоки своих трудовых достижений.
Причины тому разные, но по-человечески мастеров понять тоже можно.
Профиль рукояти «Эдельвейса»,
вид сверху

В случае с Дмитрием Пудовым ситуацию можно назвать нетипичной. И, как мне кажется, это ему как раз играет на руку. Никто не сомневается в уровне мастерства Дениса Шефера. И быть его учеником – не только почётно, но и полезно для развития.
Я хорошо знаю Дениса, который в своих педагогических, технологических и методологических подходах порой кажется излишне жёстким и дотошным.
И можно только представить, как достаётся его ученику. Но, судя по всему, именно это и стало одной из причин быстрого роста искусства Дмитрия Пудова, который уже прочно обосновался в когорте лучших мастеров России.
Ножи работы
Дмитрия Пудова






Статья была опубликована
в журнале "Мастер-Ружьё"
в декабре 2019 года
Похожие публикации