Фото оригинального Laguiole 
представлены в конце статьи
 

История этого французского ножа интересна и поэтична. Что удалось найти в Интернете: «В 1829 году в небольшой деревушке Лагиоль в Авероне, что на юго-западе Франции, начинает свою историю скромный крестьянский ножик, которому в будущем суждено будет стать самым известным французским ножом. Пружину ножа украшает знаменитая пчела, ставшая символом престижа и качества.





В настоящее время производство ножей во Франции сосредоточено в двух областях: местечке Лагиоль и городе Тьере, являющемся французской столицей ножевого производства. Всех производителей ножей из этих двух центров производства можно разделить на две группы: это заводы, на которых применяется конвейерная сборка, и компании, сделавшие акцент на ручной труд.





Все ножи марки Laguiole en Aubrac собираются вручную и маркируются авторской гильошировкой мастера. Каждая деталь проходит через руки мастера, таким образом, создаются уникальные и неповторимые ножи. При изготовлении ножа с одной рабочей деталью (например, с одним лезвием) вручную выполняется 109 операций (с двумя деталями – 166 операций, с тремя – 216 операций). Для производства ножей марки Laguiole en Aubrac используется сталь «12C27», которая имеет, по сравнению с другими типами стали, следующие преимущества: она мягкая, очень легко точится, не ржавеет, а превосходное острие сохраняется очень долго».





Но мне в руки первым попал не оригинал, а его китайская реинкарнация Лайоль (Laguiole). Но между оригиналом и подделкой есть несколько отличий. Первое и главное - керамическое покрытие клинка. Так и не понял, что это такое и зачем. Обычно слой керамики должен быть гораздо толще. Он фактически заменяет сильно науглероженный (цементированный) слой стали в районе режущей кромки, что позволяет долгое время не точить нож. А тут - скорее антикоррозионная функция.





Второе - нож собран на винтах, а не на клёпках. Что в некоторых случаях удобно. Разобрать там, почистить, отрегулировать. Не аутентично, конечно, но дёшево и практично. Третье - видимо из-за "винтовой" конструкции, шарнир ножа очень мягок, чего "с новья" на классических Лайолях не бывает. Классические, как говорят знатоки, надо с полгода плотно поэксплуатировать, чтобы шарнир таким же плавным стал, увы... В общем именно этот ножик мне понравился, в отличие от других копий и подделок на тему Лайоля.





Во Франции конца 19 - начала 20 века, такие ножи считались символом успеха. Цитирую моего хорошего знакомого, не понаслышке знакомого с Францией: «А производились они на юге небезызвестной Гаскони, в городишке Авейрон, что в окрестностях самого известного центра французского ножеделия - Тьера. 





Да и по сию пору настоящие Лайоли всё в том же Авейроне, да Тьере производятся. Ну, и в самой деревушке Лайоль, конечно. А как же без неё? У меня Лайолей - аж шесть штук. Всеми пользуюсь, кроме одного, небольшого и довольно старого. Мне его полгода назад достали местные ребята-антиквары.





Среди остальных, есть даже один реально пастушеский, с клинком аж 11,5 см и рукоятью из коровьего рога. Такие до сих пор в ходу по деревням Камарга. Это - такой скотоводческий район на юге Франции, где до сих пор можно увидеть настоящего французского конного пастуха. Этакого европейского "ковбоя". 

По функции, конечно. Не по внешнему виду. Внешне они скорее аргентинских гаучо напоминают. Только вот вместо полуметрового тесака за кушаком, носят в кармане длинный нож (клинок до 14 см). Лайоль или испанскую наваху. А скот ловят не лассо или боло, а арканом, надетым на длинную палку, типа хореев, которыми на северах оленей погоняют. Примерно так же, как пользуют аркан у нас, в некоторых районах Алтая…»


Фото 
оригинального Laguiole