Юрий Максимов
Фото автора и Александра Иванова
К мясным блюдам полагается нож. Неважно, где вы будете есть мясо - в помпезном ресторане или в кочевом чуме. Некоторые народы Севера обходятся одним ножом. Но с вилкой всё-таки удобнее.
Европейские и русские традиции классической зверовой охоты донесли до нашего времени изысканную моду – использование специальных мясных гарнитуров во время приёма блюд из дикого мяса.
![](/uploads/posts/2020-01/medium/1579788988_36.jpg)
Известный екатеринбургский мастер Денис Шефер снова удивил мир, на этот раз - эксклюзивным мясным гарнитуром. Слово «мир» я употребил не для красного словца – Дениса уже знают не только в России и Европе, и по ту сторону океана.
Своей новой работой, на которую ушло несколько лет напряжённого труда, Шефер призывает возродить традиции классической охоты. Той самой охоты, в которой процесс употребления добытой дичи должен быть столь же изысканным и красивым. Проще говоря, речь пойдёт о высокой культуре и уникальном изделии.
![](/uploads/posts/2020-01/medium/1579788740_1.jpg)
История мясного гарнитура
в России и в Европе
Охота издревле была любимым развлечением аристократов, которое эффективно сочеталось с подготовкой мужчин к невзгодам военных походов. Увлекались охотой и женщины, в том числе – русские императрицы Елизавета Петровна, Анна Иоановна и Екатерина Великая.
Охотничьими трофеями по праву гордились, а добытая дичь была главным блюдом королевских и княжеских пиршеств. Умелый охотник почитался как воин, а дикое мясо считалось полезнее и вкуснее мяса домашних животных.
![](/uploads/posts/2020-01/medium/1579788760_42.jpg)
![](/uploads/posts/2020-01/medium/1579788770_41.jpg)
Тема персональных охотничьих мясных гарнитуров зародилась примерно в 17 веке и развивалась на протяжении последующих столетий. В те времена охота и гастрономия были неразделимыми понятиями. Добытым трофеям отдавали честь утончёнными ритуалами, это была дань охотничьим традициям.
Вкушение блюд охотничьей кухни требовало соответствующего отношения, антуража и утвари. Это было время романтиков, мыслителей, созидателей и поклонников «правильной охоты» во всех её проявлениях.
Несессер гарнитура «Royal»,
обтянутый крокодиловой кожей
![](/uploads/posts/2020-01/medium/1579788767_4.jpg)
В дореволюционной России гарнитуры такого рода были в ходу не только у охотников привилегированного класса, но и в повседневной жизни русских аристократов. Интересные мясные наборы можно увидеть в резиденции русских царей в Крыму и в других крупных российских музеях.
Наборы столовых приборов в виде ножа и вилки использовались и военными – в походных условиях. К примеру, гарнитур из ножа и вилки в тканевом чехле был у Кутузова.
Гарнитур «Royal»
на разделочной доске
![](/uploads/posts/2020-01/medium/1579788927_5.jpg)
В Европе мясные гарнитуры изготавливались практически во всех странах. Но наибольшую известность получили изделия от законодателей охотничьей моды – англичан, немцев и французов. И по сей день в России можно найти объявления о продаже недорогих гарнитуров европейского производства.
Как правило, это наборы производства конца 19-го или начала 20 вв., весьма примитивные по исполнению и неказистые внешне. В нашу страну такие вещи попадали или до революции 1917 года или в виде трофеев после ВОВ.
![](/uploads/posts/2020-01/medium/1579788950_43.jpg)
![](/uploads/posts/2020-01/medium/1579788982_38.jpg)
Эволюция Шефера.
От охотничьих ножей к столовым гарнитурам
Гарнитур «Royal» («Королевский») известный ножевой мастер Денис Шефер задумал ещё несколько лет тому назад. Как-то он ехал в выходной день в мастерскую, и размышлял о перспективной выставке в Атланте.
Тогда он лишь хотел передать будущий гарнитур с российскими участниками на экспонирование. Денис и не думал, что пройдёт всего два года и он будет лично представлять Россию за океаном, на той самой выставке.
Денис Шефер
за работой в своей мастерской
![](/uploads/posts/2020-01/medium/1579789025_2.jpg)
![](/uploads/posts/2020-01/medium/1579789109_3.jpg)
Шефер давно перерос стандарт типовых и серийных изделий. Совершенствуя свои навыки, примечая дельное у других и не давая спуску себе, он стал глубоко разбираться в нюансах, тонких до чрезвычайности. Что-то перестало его удивлять, многое стало удручать. Появился некий психоз в работе, нарастала тяга к созданию чего-то уникального, идеального во всех отношениях.
Это вело к моральному истощению, но было лишь неизбежной данью выбранному пути. Многие художники и представители творческой интеллигенции наверняка испытывали схожие чувства.
Гарнитур «Royal» в промежуточном состоянии готовности, 2018 год.
На штопоре ещё нет навинтовки
![](/uploads/posts/2020-01/medium/1579789153_6.jpg)
Шефер всегда был рядом с оружием, всегда им вдохновлялся. Как у многих ножевых мастеров, любовь к оружию у Дениса была заложена в детстве. Он уже тогда мечтал делать богато оформленные ружейные гарнитуры, дуэльные пары или нечто подобное. Но Шефер стал заниматься изготовлением ножей, в чём преуспел. Но идея создания утонченной эстетики не покидала его творческую душу.
Поиски привели к изготовлению эксклюзивных столовых гарнитуров, что было вполне закономерно. Идея возникла не на пустом месте, у неё были во всех смыслах богатые исторические предпосылки.
Именно такие персональные гарнитуры использовались аристократами прошлого в процессе охотничьих церемоний и были неотъемлемой частью оружейно-охотничьей культуры. Обойти стороной такую изысканную тему для Шефера было невозможно, это был прямой вызов амбициям и мастерству.
Гарнитур «Эгоист»,
работа Д.Шефера
![](/uploads/posts/2020-01/medium/1579789155_7.jpg)
Первый мясной гарнитур Шефер сделал в 2015 году. Начало было удачным – набор «ушёл» с аукциона быстро и дорого. Вслед за ним мастер создал ещё 5 наборов.
В 2017 году я стал обладателем одного из них. Гарнитур был довольно необычным для России, Денис его изготовил в классическом европейском стиле – с рукоятями приборов из рога косули.
Гарнитур «Охотничий»,
мастер Д.Шефер
![](/uploads/posts/2020-01/medium/1579789220_9.jpg)
![](/uploads/posts/2020-01/medium/1579789286_10.jpg)
Ещё одним выгодным отличием этого гарнитура была его универсальность. Зубчики на лезвии ножа сделаны таким образом, чтобы они не тупились на твёрдой керамической поверхности. То есть – гарнитур можно было использовать и в «городских» условиях, на обычных тарелках.
И он блестяще показал себя не только за затраком в лесной избушке, но и в процессе поедания стейков в приличном обществе. Надо сказать, что представители этого общества каждый раз с трудом сдерживались от употребления ёмких выражений при восхищенной оценке эстетических и рабочих качеств набора.
Гарнитур «Европейский», принадлежащий автору статьи.
Мастер Д.Шефер
![](/uploads/posts/2020-01/medium/1579789318_11.jpg)
![](/uploads/posts/2020-01/medium/1579789326_12.jpg)
Но для Шефера первые 6 гарнитуров стали только промежуточным этапом, своеобразной разминкой перед по-настоящему сложной работой. Мастер понимал, что почти серийное изготовление наборов, пускай разных и не больше 1-2 в год, – это не совсем то, к чему он стремился.
Искомая планка находилась гораздо выше, но путь к ней лежал уже не только в технических аспектах (уровень мастерства Дениса к тому моменту позволял сделать комбинированное изделие любого уровня сложности), а в новых идеях, больше связанных с эстетическими нюансами.
![](/uploads/posts/2020-01/medium/1579789381_39.jpg)
![](/uploads/posts/2020-01/medium/1579789331_40.jpg)
«Royal»:
гарнитур для мяса охотничий в несессере
На новом этапе поиска вдохновения Денис посетил Эрмитаж и ряд других музеев. В какой-то момент он определился, что его «титульным» изделием будет набор для охотничьей трапезы, отличительными особенностями которого станет изощрённая сложность изготовления, богатое оформление в классическом стиле и расширенная комплектация.
Имеющийся опыт с одной стороны упрощал задачу, а вот с другой – создавал предпосылки для поиска новых, отнюдь непростых решений. Работа предстояла крайне сложная, кропотливая и тяжёлая психологически. Про финансовые издержки мастер тогда и не думал.
Шерстяной ридикюль
для несессера гарнитура «Royal»
![](/uploads/posts/2020-01/medium/1579789421_20.jpg)
![](/uploads/posts/2020-01/medium/1579789444_21.jpg)
Гарнитур должен был состоять из ножа, вилки, тубуса с зубочистками, несессера с ложементами под приборы и ридикюля из шерстяной ткани с вышивкой. Продолжая изучать тему, мастер всё чётче представлял образы предметов будущего гарнитура, осмысливал варианты подбора материалов и технологию работы.
Точку в длительном процессе накопления мотивации поставило изучение дуэльных пар высшего разбора английской работы. Звёзды сошлись, образ окончательно сформировался.
Концептуально Шефер решил создать во всех смыслах выдающийся столово-охотничий гарнитур премиум-класса. Это изделие без каких-либо скидок должно было стать одним из лучших в мире (а может, и лучшим).
Название тут напрашивалось само собой: "Royal". И уже только это не оставляло никаких шансов на компромисс ни в выборе материалов, ни в технологии изготовления, ни в качестве и изысканности оформления каждой детали будущего гарнитура.
Расширенный гарнитур на 3 персоны «Василисса»,
работа Д.Шефера
![](/uploads/posts/2020-01/medium/1579789485_14.jpg)
![](/uploads/posts/2020-01/medium/1579789463_15.jpg)
Задача была поставлена крайне амбициозная и чрезвычайно трудоёмкая. Ситуация, характерная для многих именитых мастеров, это морально-этический аналог Рубикона. Но тогда Денис не знал, сколько сил, средств и времени в итоге уйдёт на достижение этой цели.
Выбор материалов для приборов был прост и сложен одновременно. В работу могло пойти только самое лучшее, а значит, без преувеличения, - собранное из различных точек России и всего мира.
Но такой «царский» подход не должен был снижать функциональности предметов гарнитура, который изначально был запланирован именно как рабочий инструмент, а не в качестве «полочника» или музейного экспоната.
Из широчайшего списка металлов был выбран лучший и наиболее эстетичный нержавеющий дамаск отечественного производства от «Zladinox». Заготовки приборов использованы цельнокованые на заказ из дамаскового пакета высокого качества.
![](/uploads/posts/2020-01/medium/1579789492_13.jpg)
«Royal»,
как создавался шедевр
Работа над гарнитуром началась с металлообработки. После изготовления металлических частей приборов и их термообработки последовала кропотливая шлифовка, чередующаяся с многократным травлением.
Каждый цикл травления занимал порядка 40 минут. Потом следовала шлифовка и полировка, которая заканчивалась применением тончайшей алмазной пасты 3/2 и 1,0 микрона.
Шильдик
с гравированной фамилией мастера
![](/uploads/posts/2020-01/medium/1579789596_22.jpg)
Перед травлением была сделана всечка клейма 24-каратным золотом. Объём кропотливой работы поражает: на выполнение одной только вилки у мастера ушло около 80 часов чистого времени.
В 2018-м году я был в Екатеринбурге, заезжал к Шеферу в мастерскую и имел возможность увидеть его во время работы – поверьте, это на грани нормального человеческого восприятия.
После расстёгивания несессера
взгляду открывается ещё один стяжной ремешок
и отделка «интерьера» в классическом английском стиле
![](/uploads/posts/2020-01/medium/1579789642_23.jpg)
Роскошь
раскрытого несессера гарнитура «Royal»
![](/uploads/posts/2020-01/medium/1579789640_24.jpg)
В качестве основных предметов в гарнитур "Royal" входят нож, вилка, тубус с 3 зубочистками из разных материалов: из зуба кашалота, бивня мамонта и рога козерога.
Тело тубуса выполнено из эбенового дерева. Низ и верх тубуса сделаны из рога козерога, резьбовые соединения - из тонированной бронзы. Внутри торцы тубуса отделаны кожей нильского крокодила.
Нож и вилка выделяются проставками с декоративными проточками, которые выполнены из рога козерога. Рукояти приборов сделаны из капа аризонского железного дерева и отличаются сложной, но изящной геометрией и великолепной обработкой.
Как и все изделия Шефера,
гарнитур «Royal» снабжён именным сертификатом
![](/uploads/posts/2020-01/medium/1579789672_25.jpg)
![](/uploads/posts/2020-01/medium/1579789698_26.jpg)
Гарнитур имеет в комплекте два дополнительных предмета. Первый – это штопор, который выточен вручную из цельной стальной заготовки.
Второй - кисть для смахивания пыли с горловин бутылок коллекционных вин, хранимых в старинных погребах. Кисть выполнена с максимальной детализацией отделки.
В представлении мастера данный гарнитур является изысканным прочтением личной гастрономической эстетики в расширенном понимании - от охотничий до светской. А если точнее, от чисто охотничьей до утончённой винно-мясной - для лиц, лиц ценящих высокую гастрономию.
Золотое клеймо мастера на больстере прибора,
выполненное техникой всечки
![](/uploads/posts/2020-01/medium/1579789780_27.jpg)
![](/uploads/posts/2020-01/medium/1579789835_28.jpg)
Несессер гарнитура выполнен из высококлассного чепрака и обшит кожей нильского крокодила. Ридикюль под несессер пошит из натуральной шерстяной ткани с вышивкой.
С учётом красоты и ценности крокодиловой кожи, ридикюль одновременно выполняет функцию стильного аксессуара и защитного чехла.
Оформление торцов рукояти штопора из гарнитура «Royal»,
синий кружок – это торец оси из тимаскуса (титанового дамаска)
![](/uploads/posts/2020-01/medium/1579789948_29.jpg)
Штопор из гарнитура «Royal» крупным планом
![](/uploads/posts/2020-01/medium/1579789960_30.jpg)
![](/uploads/posts/2020-01/medium/1579789957_31.jpg)
Гарнитур укомплектован доской-тарелкой из ореха наивысшей категории, который обычно применяют при изготовлении эксклюзивной мебели и лож ружей высшего разбора. Ремешки, которые удерживают приборы в ложементах, имеют сложную геометрию и тоже отделаны кожей крокодила.
Ремешки прошиты вручную натуральной льняной нитью с шагом стяжка 2,7 мм. В ложементах расположено 6 ремешков, ещё 3 ремешка выполняют функцию фиксации свёрнутого несессера.
Доска-блюдо для гарнитура «Royal»
в чехле из натуральной кожи
![](/uploads/posts/2020-01/medium/1579789882_18.jpg)
![](/uploads/posts/2020-01/medium/1579789867_19.jpg)
Набор находился в работе около 2-х лет. Только работа над несессером заняла 1,5 месяца чистого времени – это в среднем по 12 часов в смену.
Только на отделку и финишную обработку отверстий в ремешках потребовался полный рабочий день – от заката до рассвета, без перерыва. Наибольшее время заняла перетяжка кожей крокодила, отделка торцов, прокраска, мелкая проработка каждого элемента.
Особая сложность - это выполнение ложементов. Много сил и времени у мастера отняла отделка мелочей. Изготовление штопора заняло более 100 часов чистого времени. Это была уже вторая попытка - первый штопор был выброшен из-за несоответствия требованиям к качеству исполнения и отделки.
На работу над вилкой и ножом в общей сложности ушло почти 200 часов (для сравнения: на изготовление одной винтовки Мосина в 1943 году уходило около 18 человеко-часов).
Кисточка
для сметания пыли
с горлышек винных бутылок
![](/uploads/posts/2020-01/medium/1579790062_32.jpg)
![](/uploads/posts/2020-01/medium/1579790016_33.jpg)
Были и проблемы. Изначально шкура крокодила была заказана большого, нужного размера. Но из-за обнаруженных на лицевой стороне шкуры прижизненных шрамов было принято взвешенное решение заменить дефектную заготовку на другую, более качественную. На это ушло дополнительное время и, конечно, были потрачены незапланированные средства.
Вообще в процессе изготовления гарнитура «Royal» Д.Шефер «на круг» израсходовал около 110 тысяч рублей – на материалы и некоторые субподрядные работы высокого класса. На мой вопрос о том, сколько может стоить этот гарнитур, мастер ничего не ответил.
Главным результатом этой титанической работы было достижение поставленной цели. По любым меркам чрезвычайно высокой, но, как оказалось, всё-таки достижимой.
Персональный
охотничий гарнитур «Royal»
![](/uploads/posts/2020-01/medium/1579790057_34.jpg)
![](/uploads/posts/2020-01/medium/1579790136_35.jpg)
Гарнитур "Royal"
как личный вклад в возрождение
российской охотничьей культуры
На мой взгляд, идея Шефера с созданием уникального гарнитура заключалась в попытке вдохнуть в современный мир частичку прошлого, красивого и романтичного времени. Мастеру, который сам по себе лиричен и хорошо образован, захотелось вернуть внимание людей к традициям, культуре ушедшей эпохи.
Той самой эпохи, в которой ценящие себя эстеты могли польстить себе фактом владения изысканными, во всех отношениях уникальными вещицами. Хотя на самом деле тут мало что изменилось: именно такие аксессуары во все времена позволяли людям чувствовать себя обособленными, утонченными натурами.
Расширенный гарнитур на 3 персоны «Василисса»,
работа Д.Шефера
![](/uploads/posts/2020-01/medium/1579790227_16.jpg)
![](/uploads/posts/2020-01/medium/1579790188_17.jpg)
Такие вещи чаще всего могли похвастаться длинной и насыщенной историей. Со временем, переходя из рук в руки или передаваясь по наследству, редкие и дорогостоящие изделия становились родовыми реликвиями и музейными экспонатами.
Благодаря неравнодушным государственным деятелям и усилиям частных коллекционеров мы имеем возможность любоваться в музеях произведениями искусства оружейно-охотничьей направленности. Теперь это объекты национального культурного наследия.
У изделий Дениса Шефера есть все шансы со временем стать легендами на уровне ножей Егора Самсонова.
Гарнитур «Эгоист»,
работа Д.Шефера
![](/uploads/posts/2020-01/medium/1579790347_8.jpg)
Статья опубликована в журнале "Мастер-Ружьё"
в октябре 2019 года (№271)
Похожие публикации