Юрий Максимов,
фото автора книги и Д.Ю.Милосердова


Издательство «Атлант» из г. Санкт-Петербург выпустило новую книгу «Холодное оружие Афганистана XIX-начала XX веков». Автор книги Д.Ю. Милосердов. 

Это коллекционное издание на мелованной бумаге. Объём книги - 568 страниц, формат - 220х290 мм. Как и все книги издательства «Атлант», новинка обладает великолепной полиграфией и изобилует большим количеством рисунков и качественных фотографий.






Построение книги

Книга состоит из 10 глав, заключения, глоссария и списка исторических персоналий. Первая глава повествует читателю об истории Афганистана. Во второй главе рассмотрены вопросы, касающиеся истории и специфики вооружённых сил Афганистана.

Третья глава знакомит читателя с традиционными афганскими саблями, четвёртая – с шашками, пятая – с ножами-хайберами, которые можно считать олицетворением холодного оружия Афганистана.





Шестая глава посвящена короткоклинковому оружию,  седьмая – древковому оружию. В восьмой главе рассказывается об уставном оружии Афганистана. В девятой главе автор изложил свою точку зрения на роль латуни в датировке традиционного клинкового оружия Афганистана 19-20 вв. Заключительная глава содержит сведения о булатном афганском оружии. 






Центр мира

Афганистан и ныне, и в прошлом занимает и занимал важное геополитическое положение. Для России Афганистан всегда имел огромное значение, которое, несмотря на смену политической парадигмы, сохранило свою важность и поныне. Чтобы получить представление о развитии социально-экономических отношений в этой стране, нам придётся кратко ознакомиться с её географией и военной историей. 

На севере Афганистан граничит с Туркменистаном, Узбекистаном и Таджикистаном. На востоке эта страна соседствует с Китаем, Индией (спорная территория Джамму и Кашмир) и Пакистаном, на юге — с Пакистаном, на западе — с Ираном.





Афганистан — горная страна. Около трёх четвертей её территории занимают горы и возвышенности. На севере всего несколько долин, а на юге и юго-западе простираются пустынные районы Регистана. Главная горная система страны — Гиндукуш, протяжённость которой 965 км. Средняя высота Гиндукуша около 4270 м, некоторые пики достигают высоты 7620 м.

Горы рассечены несколькими перевалами, посредством которых связаны между собой отдельные внутренние районы страны. Самый низкий перевал Гиндукуша — Шибар — находится на высоте 2987 м и связывает Кабул с северными регионами Афганистана.

В состав народонаселения Афганистана входят три главные группы — афганская, иранская (или таджикская) и тюркская. Афганская группа преобладает численно и политически над иранской и тюркской народностями. У этого явления есть исторические предпосылки. 
Упоминания об этой народности имеются у различных историков, но неопределённые и смутные.





Впервые афганский народ упоминает Геродот, который, перечисляя племена, населяющие восточный Иран, упоминает о горцах, живущих к стороне Индии и называемых пактиенами. Известно, что сами афганцы называют себя пуштун, у индусов они называются патанами. Ввиду этого нетрудно узнать в пактиенах Геродота теперешних афганцев, тем более что и собственные предания приурочивают их местопребывание к тем же горам, в которых их помещает Геродот.





Затем в течение долгого времени нет ни одного известия об афганцах, и лишь в  XI столетии историк Абу-Наср-Мохамеда приводит первое мусульманское упоминание об афганах, о которых он говорит, что они «живут на вершинах возвышенных гор и на высочайших скалах и занимаются грабежом в окрестных ущельях».





Абу-Наср не упоминает, были ли они уже мусульманами. Собственные предания афганцев возводят их обращение в ислам к IX столетию, но есть другие версии, связывающие это событие только с XIII веком. Обе версии могут быть справедливы, так как афганцы делятся на многочисленные племена и колена, которые, вероятно, в различное время обратились в ислам.

Махмуд Газнийский (XI в.) набирал из афганцев отряды для своих грабительских походов в Индию. В награду за эти услуги Махмуд (по свидетельству афганских летописцев) отвёл афганцам под поселение земли вокруг Газни, Кабула и Пешавара. Это были первые афганские поселения в долинах среди иранского и индусского большинства.





Афганцы продолжали служить в войсках владетелей восточного Ирана, приобретая этим все большее значение. Так, при Шахрухе, Тимуриде, властвовавшем в Герате, афганцы получили от него для заселения Кандагарскую область. Около этого же времени они силою оружия овладели долинами Баджаура, Свата и Бунира, вытеснив оттуда «неверных кяфиров».

К концу XV века афганцы уже широко распространили свои поселения и даже предприняли ряд завоевательных походов. Кроме покорения и заселения горных долин древней Гандарии (восточный Кабулистан), часть афганского народа, отделившись от своих соплеменников, перешла реку Инд и здесь покорила Пенджаб, Синд, страны по верхнему Гангу и основала на короткий период мусульманскую державу, достигшую временно грозного могущества. Конец афганскому владычеству в Индии положил султан Бабур, низложивший патанскую (афганскую) династию в 1525 году.





Тот же Бабур сильно стеснил афганцев и в Кабулистане. Стремясь к установлению мира и безопасности в своем государстве, Бабур прежде всего столкнулся с хищными и воинственными афганцами. Он принуждён был предпринять против них ряд ожесточённых и кровопролитных войн. С афганцами, заселявшими равнины и долины, он справился довольно скоро.

Но не так легко было умиротворение горцев на их первоначальной родине - в теснинах и на высоких вершинах Сефид-Куха и Сулеймановых гор. Для их завоевания он вторгся из Пешавара в Хотанские горы и прошел до Газни и Кабула. Всюду он встретил жестокое сопротивление, которое в итоге оказалось сломленным. Афганцы были надолго усмирены. Этого факта, судя по всему, не знали создатели одиозного фильма «9 рота».

С другой стороны, за Бабуром в Индию последовало многочисленное местное население неафганского происхождения. Это привело к тому, что очищалось место для афганцев, которые не замедлили этим воспользоваться как для возобновления своих набегов и грабежей, так и для заселения опустевших земель.





Этот порядок вещей, продолжавшийся в течение двух столетий (XVI—XVIII вв.), привёл к тому, что к началу XVIII века афганцы уже составляли большинство населения в окрестностях Кандагара, Газни, Кабула, Джелалабада и Пешавара. В результате сегодня почти половина жителей Афганистана — этнические афганцы-пуштуны. Кроме того, значительную часть населения представляют таджики, туркмены, узбеки и хазарейцы.

Крупнейшие пуштунские племена — дуррани, гильзаи, карраки, гуриакель и юсуфзаи. Традиционно гильзаи и дуррани соперничали друг с другом, но в случае внешних вторжений они часто объединялись. Это доказали первая и вторая англо-афганские войны. Во время первая войны 1838-1842 гг. англичане потеряли почти 15 тысяч человек убитыми и свой престиж в Средней Азии.

Во время этих войн наряду с огнестрельным оружием значительную роль играло холодное оружие. Именно его рассматривает Дмитрий Милосердов в своей книге «Холодное оружие Афганистана 19-начала 20 веков».






О чём эта книга

Эту книгу будет правильнее назвать глубоким исследованием. В нём рассматриваются основные образцы холодного оружия, которые бытовали на территории Афганистана в конце 18-начале 20 вв. и использовались жителями Афганистана во время кровопролитных конфликтов на протяжении почти двухсот лет.

В работе затронуты вопросы бытования как этнического боевого оружия, так и военных образцов, состоявших на вооружении в регулярной армии Афганистана в конце 19 и начале 20 вв.





Материалом для монографии послужили материальные памятники холодного оружия Афганистана из собраний музеев и частных коллекций, всего – числом свыше одной тысячи экземпляров. При написании книги автор столкнулся с серьёзными проблемами. При сборе информации исследовательская работа была затруднена тем, что собраний именно афганского оружия просто не существует. Обычно встречаются отдельные предметы в коллекциях «восточного оружия», которые зачастую имеют ошибочную атрибуцию.

Ситуация оказалась усугублена тем, что Афганистан – это страна, которую до конца ХIХ века не посещали специализированные этнографические экспедиции. Целенаправленного сбора коллекций никогда и нигде не происходило. Афганское оружие попадало в Европу единично, как правило - в качестве трофеев.





Да и в ХХ веке оружию этого региона внимания практически не уделялось. Поэтому до сих пор не было ни статей, ни книг, посвящённых традиционному холодному оружию Афганистана. Историография вопроса изучалась Д. Милосердовым в основном по работам путешественников и мемуарам английских и русских офицеров, которые находились в регионе с посольской миссией или во время военных действий на территории страны.





Предметом данного исследования является именно традиционное оружие и оружие, изготовленное в Афганистане для нужд армии. Поэтому за рамками работы были оставлены разнообразные образцы европейского холодного оружия и многочисленные переделки из него, которые бытовали в регионе.





Все образцы оружия, представленные в описаниях после глав монографии, по происхождению можно условно разделить на три группы. Первая группа образцов, которая была вывезены из страны в период с 1840 по 2015 годы, происходит из Афганистана. Вторая группы образцов представлена как бытование аналогичных материальных памятников и подтверждается иллюстративными источниками, изображающими жителей этой страны.

Третья группа - это предметы, происхождение которых не связано с Афганистаном, однако известны их практически полные аналоги из этого региона. На многочисленных фотографиях книги можно подробно рассмотреть все детали оружия и получить о нём наглядное представление.





Для читателя, неискушённого в теме оружия Афганистана, очень важно, что книга с первой страницы первой главы погружает тебя в бурную историю Афганистана, которую выше мы попытались изложить в виде краткой «выжимки».

Становится понятна роль холодного оружия в регионе на протяжении столь долгого времени. Из второй главы читатель узнает о том, как в течение двухсот лет менялась армия Афганистана. 







Об авторе

Изначально мы предполагали, что автор этой книги работает где-нибудь в ГИМе или в Государственном музее Востока. Поэтому для нас совершенно неожиданно было узнать, что Дмитрий Милосердов является старшим научным сотрудником отдела фондов (заведующий сектором низших позвоночных) Государственного Дарвиновского музея.

Неожиданно, но не исключительно. В конце концов, легенда отечественного охотоведения и оружиеведения Сергей Александрович Бутурлин тоже был зоологом-орнитологом, при этом получив в качестве основного юридическое образование. 





Мы обратили внимание на то, что Дмитрий также является автором ряда статей по оружию Афганистана и сопредельных стран, а также – участником международных конференций, посвящённых историческому оружию и консультантом сотрудников Оружейной палаты Кремля, ВИМАИВиВС и Государственного Музея-заповедника «Зарайский Кремль». 

Дмитрий Милосердов – из поколения молодых исследователей, он 1974 года рождения. Оружейной темой он «заболел» 20 лет назад, когда заинтересовался оружием Индии и сопредельных регионов. А спустя 5 лет он всерьёз увлёкся изучением оружия Афганистана. Тогда Дмитрий с удивлением для себя узнал, что эта тема является своеобразной "терра инкогнита". Во всём мире до сих пор не существовало ни одной книги по оружию Афганистана.





Тогда-то молодой учёный и начал буквально по крупинкам собирать материал для своей будущей книги. На это ушло 8 лет. Ещё 1,5 года понадобилось для написания книги и подготовки её к печати. Итого – 10 лет жизни. 

У Дмитрия при работе над книгой был ещё один мотив. Дело в том, что старинное холодное оружие Афганистана активно использовалось ещё в начале XX века. Это делает его особенно привлекательным. Тема обладает глубокой преемственностью, она наверняка будет интересна российским любителям истории оружия, которые в большинстве своём знакомы со спецификой непростых российско-афганских отношений.






Статья была опубликована в журнале "Мастер-Ружьё"
в августе 2020 года