Ссылка на сайт 
Артура Ларханиди 



"В ряду наших промысловых животных одно из первых мест занимает рябчик.  Каждогодно чуть ли не миллионы пар на сотни тысяч рублей привозят из северных и северо-восточных губерний Европейской России, из Сибири и благодаря удобствам сообщения развозятся в города средних, западных и южных губерний, а из Петербурга идут в значительном количестве за границу".

Л.П.Сабанеев, "Рябчик" (охотничья монографя),
1877 г.





Ещё несколько лет назад  об охоте на рябчика я мог только услышать или прочитать. Надо сказать, что эта на первый взгляд неказистая охота в теории особо и не прельщала. Но это длилось ровно до того момента, как на юге острова Сахалин мне довелось впервые познать всю красоту этой благородной охоты. 

Всё оказалось настолько необычно и захватывающе, что к следующей охоте на рябчика я начал готовиться со всей основательностью, благо она планировалась лишь через год. В итоге это случилось только через 2 года и тоже на юге Сахалина, в невысоких горах недалеко от Анивского залива. 





Охота продолжалась в течение светового дня, в сопровождении местного опытного охотника. Помимо любимого Иж-54, у меня был ещё один инструмент, без которого охота на рябчика практически немыслима – манок с отличным звуком. От всех манков он отличался тем, что был сделан из серебра.


 




Драгоценные манки

В далёком уже 19 веке  известный русский зоолог, натуралист, популяризатор и организатор охотничьего и рыболовного дела Л.П. Сабанеев написал в своих заметках: "Самый простой пищик делается из гусиного пера, но они непрочны и скоро портятся, а потому гораздо употребительнее костяные — из ножной гусиной, вороновой, ястребиной, тетеревиной кости, с язычком из воска, реже — дерева и свинцу, с небольшим отверстием у того же конца, где язычок. 





Самое лучшее — брать с собой на случай могущей быть порчи два-три обыкновенных костяных пищика и один металлический; последний, как более громкий и резкий, необходим при очень ветреной погоде или если рябчик находится далеко и имеет то главное преимущество перед первыми, что гораздо реже засоряется и не так скоро портится".

Какой металл  должен быть употреблён на изготовление манка, об этом Леонид Павлович не упомянул. В наше время их обычно делают из нержавеющих сплавов и стоят они от 50 до 500 рублей. Казалось бы – зачем ваять такую тривиальную вещь как манок из серебра или золота? Ответом на этот вопрос мог бы стать пример серебряной посуды, но… дело не только в эстетике.





Манки из драгметаллов  имеют отличные эксплуатационные характеристики. Если быть точнее – качественный, очень интересный звук. Причём изделия из серебра по звуку отличаются от золотых манков, а все они на слух отличаются от звучания манков из бронзы. Разница трудноуловима. И сложно сказать, какой манок звучит лучше, благо рябчики охотно реагируют на инструменты из всех трёх вышеперечисленных металлов.

Моё знакомство  с манками Артура Ларханиди началась с приобретения серебряного манка в подарок тому самому сахалинскому охотнику, познакомившему меня с охотой на рябчика. Собственно, на этом манке я и научился более-менее сносно манить рябчика, что, к слову, для меня оказалось не таким уж и простым делом.





Потом последовал  заказ для себя лично, а потом пошло-поехало и в итоге серебряными манками на рябчика в течение буквально пары месяцев обзавелось несколько десятков сахалинских охотников. Драгоценный манок оказался шикарным подарком для любого любителя охоты на рябчика, благо он мог быть как золотым, так и серебряным и комплектовался соответствующей коробочкой, в которой обычно и дарят изделия из драгметаллов.





Артур  сам оказался страстным охотником из Перми, а по происхождению - самым настоящим греком, родом из славного города Новороссийск. Причём до того, как стать уральским охотником и ювелиром, Артур получил образование в пермском хореографическом училище и успешно выступал в качестве солиста балета. Согласитесь, совершенно потрясающая смесь профессий. Что в очередной раз подтверждает очевидную аксиому о том, что охотниками люди становятся вне зависимости от специальности, социального статуса или убеждений.

Не хочется быть испорченным телефоном,  поэтому просто предоставляю читателям возможность ознакомиться с тем, «как всё оно было» из первоисточника.


 




Рассказывает 
автор и изготовитель манков на рябчика 
Артур Ларханиди: 

- Жизнь свела меня  с удивительными людьми, настоящими мастерами своего дела, первоклассными ювелирами - моим учителем Владимиром Михайловичем Симановичем и моим другом Андреем Викторовичем Ельниковым. Эта встреча произошла, когда я закончил карьеру артиста балета пермского оперного театра, и размышлял над тем, чем заниматься дальше.

Кольца, браслеты, сережки – в ювелирном деле я начинал с азов, учился основам, ремонтировал, изготавливал. Ошибался, пробовал, повторял за мастерами и старался придумать что-то свое.





В то же самое время  я всерьёз увлёкся охотой. Интерес к оружию и охоте был еще с детства. Помню, когда дедушка Иван возвращался с утиной охоты, мы с братом ссорились за право расчехлить ружье перед чисткой. Свое первое ружьё я купил в 26 лет.

Так и получилось  – любовь к охоте, новые знания, полученные мной в ювелирном деле, всё сложилось, наслоилось одно на другое. В итоге и получился манок на рябчика из серебра.





Помню,  читал старую монографию Сабанеева, про охоту на рябчика. Там говорилось про изготовление «пищиков». Упоминались и металлические манки, как отличные по функционалу, удобные в использовании и приличные по звучанию.

Мой первый манок на рябчика  из серебра представлял собой коротенькую трубочку, был неказистый внешне. Но когда мне удалось довести звук до нужного тембра, я радовался, как ребенок. Первое время на изготовление манка уходила масса времени. Это был поиск формы, конструкции, звука, время проб, ошибок и их исправления. 





Вот тут-то на процесс и повлиял мой друг и коллега, ювелир Андрей Ельников. Его вердикт был следующим: на манке должен сидеть рябчик. Так на манке появилось навершие в виде фигурки птички. Сначала это была просто голова рябчика, потом фигурка в полный рост: резал фигурку Андрей, за что ему отдельное спасибо.





Надо сказать,  с тех пор я делал манок из каждой подходящей трубочки – стержней для ручки, тоненького шприца, пластиковой трубочки для воздушного шарика, точил из бильярдных шаров, рога, эбонита. Эти поиски и пробы только утвердили меня во мнении – звук серебряного манка очень интересный, чёткий и звонкий. 

Ну а манок из серебра, при аккуратном и бережном отношении, прочный и долговечный, почти вечный. Из других любимых материалов для изготовления манков, пожалуй, нравится бронза. Когда есть время, экспериментирую, делаю ограниченные партии бронзовых манков (в т.ч. и с позолотой, серия называется «Золотая осень») или комбинированных манков серебро-бронза.

Но основа -  это всё же серебряные манки, серию которых я назвал «Серебряный бор». Средний вес манка – около 8 граммов. Фигурка рябчика изготовлена литьевым способом, трубочка манка сделана вручную, внутренняя вставка из меди или алюминия. Каждый манок от начала и до конца делаю только сам, лично настраиваю звук.





Изготовление манка  начинается с заготовительного процесса – отливки фигурки рябчиков и отливки слитков для последующего изготовления трубки и колечек. Потом из небольших слитков делается прокат в виде полоски толщиною 0,4-0,45 мм. С помощью фильеров полоска металла протягивается в трубку, шов пропаивается.





Когда все запчасти  готовы (а это: два кольца, трубка, вставка и фигурка рябчика) начинается сборка. Самый ответственный момент - это изготовление вставки-язычка и его установка с регулировкой. Иногда с первого раза не получается и приходится повторять операцию до тех пор, пока не добьёшься хорошего качественного звука. Таким образом, каждый манок сугубо индивидуален во всех отношениях.





Дальнейшая сборка  происходит с помощью паяльника, припоя и кислоты. Все детали манка собираются и пропаиваются. Готовый манок проходит финишную обработку и полировку. На один манок уходит около 5-6 часов чистого времени.





Чтобы рябчик оценил  по достоинству вашу трель, придется потренироваться. Я бы рекомендовал начинающему рябчатнику найти в интернете запись птичьего голоса, и попробовать его повторить. При этом манок необходимо держать зорькой не вверх, а вбок. Тональность манка можно менять, поджимая губами отверстие, расположенное у основания манка или прикрывая пальцем отверстие у основания рябчика.





С помощью металлического манка  можно издавать и тихие и достаточно громкие звуки, подманивая птицу с дальней дистанции. Такие манки отлично слышны даже в «шумном» лесу в ветреную погоду. За ними легко ухаживать – продул, протер мягкой салфеткой, больше ничего не требуется. При сильном загрязнении можно промыть манок в ультразвуковой мойке, такие обычно есть у каждого ювелира или часового мастера.


 




Заключение

Такая вот  у нас с Артуром получилась необычная статья. Надо сказать, что этот пермский охотник с артистическим прошлым недавно завёл собственный сайт и уже успел успешно поучаствовать в московской выставке «Охота и рыбалка на Руси» в феврале 2014 года. Что радует, 





Артур был и остаётся простым и открытым человеком, не стремящимся к наживе и несущим людям возможность испытывать радость от обладания действительно хорошей вещью. О таких отечественных мастерах, буквально на коленке делающих качественные и неординарные изделия, я по возможности буду писать и впредь.

Не знаю,  что планирует Артур в своей дальнейшей деятельности, но уверен, что его манки будут не только радовать наших охотников результативностью на воспетой классиками охоте, но и своей выраженной и неповторимой эстетикой.


 



Статья опубликована 
в июньском номере журнала "Мастер-Ружьё"
за 2014 год