с писателем и политическим деятелем Николаем Стариковым, 
Курильская гряда, остров Итуруп, 2014 год


"Причина того, что люди так мало запоминают из того, что они читают, заключается в том, что они слишком мало думают сами".(с) 
Георг Лихтенберг


Ушедший год нам запомнился как Год культуры в России. Наступивший же год был утверждён Указом Президента как Год литературы. 

Такая настойчивость власти в акцентировании внимания российского общества на культуре прямо указывает как на понимание руководством страны стратегической важности укрепления фундаментальных основ государства, так и на наличие определённых проблем в данной сфере.

Очевидно, что на текущий момент мы продолжаем испытывать недостаток конструктивных идей и знаний, что усугубляется снижением уровня общекультурной и общеобразовательной компетенции нашего общества. И одной из важнейших причин прогрессирования этой системной деструкции является снижение интереса к чтению в масштабах всей страны. Пренебрежение к чтению достигло критического предела, за которым последовал неизбежныйкризис читательской культуры.

Вряд ли кому-то лишний раз надо доказывать, что чтение является важнейшим способом получения и усвоения жизненно важной информации, способствующей полноценному встраиванию личности в бескрайний мир российской многонациональной культуры. 

Более того, вдумчивое знакомство с книгами в рамках хотя бы курса литературы средней школы позволяет любому человеку получить право являться носителем русского генетического кода. Здесь речь идёт о сотне книг, которые нужно прочитать, чтобы понимать себя и друг друга. 

И, надо сказать, этот перечень книг, являясь научно обоснованным и действительно достойным внимания, довольно сильно отличается от весьма спорного нынешнего «общеобразовательного» минимума.

Мировой опыт наглядно показывает, что от уровня культурного развития граждан во многом зависит благосостояние и безопасность любой страны. Именно поэтому научно-культурная составляющая на осознанном или интуитивном уровне всегда становилась приоритетным направлением в политике национально ориентированного руководства любого суверенного государства.

Достаточно вспомнить, как в 1920-х гг. руководство ещё полуразрушенной страны содействовало наращиванию объёма книгопечатания, а первый советский общегосударственный библиоколлектор появился буквально через несколько лет после окончания Гражданской войны. 

Книги, в том числе сугубо научные, продолжали печатать в блокадном Ленинграде, а в конце 1940-х гг. выпуск самой разнообразной литературы в нашей стране начался в доселе беспрецедентных масштабах. Сейчас уже почти забыты названия таких форм обучения как изба-читальня, ликбез, всеобуч и рабфак, позволившие сталинскому СССР беспрецедентно поднять уровень образования населения.

Это позволило за годы только первой пятилетки построить и запустить более 1500 промышленных предприятий и с нуля создать целый ряд совершенно новых отраслей, в том числе - наукоёмких. Предвоенную пятилетку Советский Союз завершить не успел, но до начала войны вступили в строй ещё около 3000 заводов, фабрик и шахт. Такой прорыв в индустриализации страны был бы невозможен без соответствующих достижений в области культуры, науки и образования.

Для реализации грандиозных планов ближайших пятилеток стране, в которой до октябрьской революции 1917 года в ВУЗах училось всего лишь около трёх тысяч (!) крестьянских детей, требовались миллионы профессионально подготовленных людей, причём взять их можно было только из рабоче-крестьянской среды. 

Меры и усилия для массового обучения народа были приняты соответствующие. «Все на борьбу с безграмотностью!», «Если книг читать не будешь — скоро грамоту забудешь!» - эти известные лозунги и грамотные действия новой власти быстро привели СССР к статусу самой читающей страны в мире. Большое внимание уделялось детским газетам и журналам (газета «Пионерская правда» начала издаваться с 1925 г., журналы «Мурзилка», «Пионер» и «Смена» издавались с 1924 года.).

Вызывает восхищение то, как быстро и умело под растущую тягу советских людей к знаниям была создана система тотального и высокоэффективного образования. В те времена, когда сын рабочего мог стать генералом или академиком, наличие знаний и искреннее желание применить их на практике на благо общества становились серьёзнейшим мотивационным фактором. 

Сейчас, когда речь заходит о компетентности управленцев, часто можно услышать скептическое выражение насчёт «кухарок во власти», о чём якобы говорил В.И. Ленин, призывающий не просто учиться, а с умом подходить к самому процессу учёбы. 

Но текст первоисточникаот 1917 года раскрывает всю суть государственного подхода новой власти к системе образования: «Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас вступить в управление государством. Но мы [...] требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, т. е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту». Комментарии излишни, но многое ли изменилось с тех пор?

На сегодняшний день снижение интереса к получению знаний в целом и чтению в частности является глобальной тенденцией, связанной, в первую очередь, с изменениями в системе ценностей (в т.ч. – через так называемое «окно Овертона») и стремительным развитием коммуникаций. 

При этом, как уже было сказано выше, в любой стране Запада есть конкретное понимание значимости чтения, в связи с чем предпринимаются успешные попытки создания необходимых условий для популяризации книгочтения как культурной ценности. Как ни парадоксально, но сейчас самыми читающими странами в мире считаются Китай, Индия и Скандинавия. 

С учётом того, что в Поднебесной количество интернет-пользователей почти достигло полумиллиарда, а в Европе доступ к интернету является практически повсеместным, растущий интерес граждан этих стран (особенно – Скандинавии) к чтению бумажной книги достоин самого внимательного изучения. 

Секрет этого достаточно прост и кроется в новом формате деятельности библиотек, превратившихся в культурно-досуговые центры (особенно – для молодёжи) и целенаправленной государственной политике. Этот опыт вполне может быть применим в нашей стране, что может стать основой для сохранения и повышения интеллектуального потенциала народа России.

По мнению известного американского политолога Збигнева Бжезинского (одного из наиболее умных и последовательных врагов СССР и России), в своё время именно национальная культура уникальным образом благоприятствовала американскому экономическому росту, привлекая и быстро ассимилируя наиболее талантливых людей, облегчая экспансию национального могущества США по всему миру. 

И одним из важнейших факторов доминирования Америки является планомерно выстраиваемое американское культурное превосходство, которое, по словам того же Бжезинского, до сих пор недооценено в качестве составляющей американской глобальной мощи. 

Массовая культура США, несмотря на некоторую её примитивность, особенно притягательна для молодёжи, а в политических международных кругах всё актуальнее становится понятие американского «культурного империализма». Тенденции очевидны. Выводы – тоже.



Сохранение 
традиционной системы ценностей

Одной из приоритетных задач для нашей страны на текущий момент является сохранение и укрепление единого культурного пространства. Что немаловажно, эффективная работа над решением этой задачи решает и вопросы государственной безопасности, потому что наличие единого культурного пространства страны является одним из важнейших факторов в сохранении её территориальной целостности.

Важнейшая роль языка в качестве одного из главных носителей культуры любого народа очевидна. Массовое чтение классической русской литературы (вспомните школу) способствует не только повышению уровня образованности читателя, но и сохранению языка как минимум на уровне нации. Всё взаимосвязано, поэтому для национальной катастрофы иногда достаточно разрушения лишь нескольких звеньевв длинной цепи жизнеустройства народа. 

Поэтому вызывает серьёзную озабоченность низкий общий уровень образования и информированности вчерашних школьников, пришедших в наши ВУЗы с ЕГЭ за плечами, их пугающе низкий словарный запас, дисфункции мышления и чрезмерная лабильность в личностных установках.

Давайте наглядно рассмотрим механизм подмены понятий или, если быть точнее, применяемый алгоритм разрушения нашей традиционной системы ценностей. Возьмём за её основу название этой статьи: «Читай больше, знай больше, живи ярче». Казалось бы – просто слоган, сформированный с надеждой на его правильное восприятие нашей молодёжью. 

Но давайте представим, что этот лозунг является целевой программой воспитания гражданина, к которой остаётся только приплюсовать установку на созидательную деятельность не только ради себя и своих близких, но и общества. Идеализм? Нет, это просто нормальная позиция, которая одновременно является и патриотическим началом, если тот самый патриотизм принимать именно как энергию созидания.

А теперь возьмём другой лозунг, пришедший к нам с Запада: «Бери от жизни всё!» Казалось бы, что здесь плохого? Но согласитесь, что призывы «брать от жизни всё» подразумевают сугубо эгоистичные и корыстные установки, причём они даже не предполагают предварительного обучения и становления молодого человека как личности. 

Ведь для этого, как вы помните из навязчивой рекламы, достаточно лишь хлебнуть «Фанты». Вам не нравятся отголоски советской пропаганды, когда-то призывавшей жить во благо общества? Тогда давайте вспомним знаменитую фразу 35-го президента США Джона Кеннеди: «Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя, спроси, что ты можешь сделать для своей страны». Чем такая установка отличается от сути советской системы воспитания и мотивации граждан? Чем она вообще плоха?

Неграмотность и невежество, замешанные на эгоизме и противоречиях различного толка, стали причиной формирования у значительной части нашей молодёжи откровенно потребительского, иждивенческого отношение к жизни. В условиях уже сложившегося постиндустриального (информационного) общества тридцатилетний провал в ведении системной воспитательной работы наконец-таки привёл к осознанию того, что подрастающим поколением надо заниматься. Причём – на уровне, по примеру СССР предполагающем наличие сформированного и поддерживаемого государством идеологического русла. 

С середины 1980-х гг. исчезновение прямой государственной идеологической поддержки быстро привело к проблеме тотальной фрустрированности нашего общества, на бытовом уровне выражающейся в пренебрежении традиционными морально-этическими нормами, страхом перед завтрашним днём и стремительном росте социального напряжения.

Надо отдавать себе отчёт в том, что с 1993 года конституционно запрещённая у нас идеологическая работа по сути изначально является воспитательным процессом, разве что в государственном масштабе. Любой педагог-психолог скажет, что воспитанием человека надо начинать заниматься задолго до школы, а вот оценить качество проделанной работы мы сможем только при достижении молодыми людьми возраста 30-35 лет. 

И здесь мы вплотную подходим к проблеме нынешней молодёжной политики. Давайте вспомним, что в советское время эта самая государственная «молодёжка» реализовывалась на приоритетном уровне, ненавязчиво и интересно увлекая подростка сквозь грандиозную систему молодёжных организаций: октябрят, пионеров и комсомольцев. Потом шла рабочая молодёжь, а по достижении 35 лет советский человек переходил в другую возрастную категорию. 

Но и потом работа государства с повзрослевшими гражданами продолжалась непрерывно и с высокой эффективностью. Так было до тех пор, пока не начался демонтаж всей системы. В 1985-м году всё рухнуло и под кратковременным воздействием искусственно созданных трудностей мы легко сменили свои традиционности ценности на жвачку, джинсы и лживые видеофильмы о красивой беззаботной жизни. Что было дальше, мы все прекрасно помним: разруха, кровь, разочарование и отчаяние.

Эффективность ранней советской идеологии вызывает восхищение, у некоторых порой граничащее с недоумением. Оно и неудивительно - молодёжи 21 века трудно понять мотивацию человека, который сознательно отдаёт жизнь за свою Родину, бросаясь под танк с гранатой или закрывая грудью амбразуру ДОТа. Особенно с учётом того, что победной весной 1945 года случаев такого самопожертвования в РККА было не меньше чем в страшном 1941 году.

Идеологи СССР на вершину общественной пирамиды сознательно вознесли человека труда, не забыв поставить рядом солдата, при этом возведя моральное поощрение в ранг абсолюта. Несомненно, солдаты на войне гибли всегда. Но почему под танки не бросались германские, английские или американские пехотинцы? 

Почему так различались мотивационные (читай – идеологические) установки? Вот здесь мы вернулись к самому началу – к той самой системе ценностей, формирующей нашу ментальность или, говоря более понятным языком, - мировоззрение нации.

Кто родился в СССР не позднее 1980-х гг., как правило читал те самые нужные книжки, о которых пел Владимир Высоцкий, смотрел правильные фильмы, воспитывался на рассказах ветеранов войны. А главное – советский человек чётко разделял добро и зло, при этом осознавая смысл своей жизни. 

Помните, как было сказано у Николая Островского: «Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»? Много ли наших сограждан сейчас смогут обозначить критерии оценки качества жизни, не опираясь на материальную составляющую?



Библиотеки и книжные магазины. 
Проблемы и пути их решения

Книга является уникальным источником совокупности знаний и навыков, позволяющих повысить так называемую читательскую компетентность для отбора, понимания и организации информации, представленной в печатной форме и успешно использовать её в личных и общественных целях.

Российские библиотеки на текущий момент являются единственным социальным институтом, отслеживающим национальный ассортимент печати и предоставляющим в максимально возможном объёме выходящие в нашей стране издания для предоставления их в общественное пользование на безвозмездной основе. 

Но переход к рыночным отношениям негативно сказался на развитии книжной индустрии, как в целом, так и в отдалённых уголках России. В итоге в книжные магазины даже относительно крупных периферийных городов попадает лишь около 10% издаваемых в России книг, что во многом обусловлено не только отсутствием соответствующей государственной политики, но и низкой покупательной способностью населения. 

Это привело к тому, что в России на 100 тыс. населения приходится всего 1,5-2 книжных магазина, тогда как в ведущих странах Запада на такое же количество людей работает уже от 5 до 10 магазинов. Крайне мало у нас книжных магазинов с ассортиментом более 50 тысяч наименований. 

Зачастую наши книжные магазины и по сей день ютятся в ларьках или арендуемых площадях в торговых центрах, тогда как во времена СССР магазины с простым названием «Книги» практически всегда находились в центре населённых пунктов. Особое внимание в советское время уделялось и месторасположению библиотек.

На сегодняшний день, с учётом не самой лучшей ситуации на книжном рынке периферийных районов нашей страны, библиотеки становятся важнейшим средством обеспечения населения информацией. Надо отметить, что в целом ситуация с посещаемостью библиотек в нашей стране не такая уж и плохая – по статистике суммарная посещаемость за год около 1 миллиарда, что в 3 раза больше посещаемости всех остальных учреждений культуры России вместе взятых. 

Общее же число библиотек в нашей стране превышает 130 тысяч, причём сейчас можно говорить о стабильности этого показателя. Надо отметить, что библиотечная система страны в целом смогла сохранить свой кадровый и организационный резерв, опять же в отличие от других подразделений культуры.

Но социальная и географическая специфика наших окраин даёт повод и для критического взгляда на положение дел в их библиотечной системе. В настоящее время ситуация во многом нормализовалась и мы можем говорить об объективном улучшении показателей на фоне пополнения фондов, ремонтирующихся зданий библиотек и улучшения их материально-технической базы. 

Особенно здесь выделяется Сахалинская область. Там больше внимания в этой сфере стали уделять и кадровой политике, хотя в последнее время практически невозможным стало привлечение с материка кадров с профессиональным библиотекарским образованием. 

Но как на Сахалине и Курилах, так и в других дальневосточных субъектах России по-прежнему сохраняется резкий дисбаланс в процентном соотношении интенсивно читающих граждан между крупными социально-экономическими центрами страны и периферией. Так, в мегаполисах вроде Москвы и Санкт-Петербурга количество активных читателей колеблется от 10 до 15%, а в отдалённых регионах страны – от 1 до 5%. 

Социометрических исследований на данный предмет вряд ли где проводятся, но, к сожалению, на периферии мы вряд ли дотягиваем даже до пресловутых пяти процентов.

Ситуацию в отдалённых от центра регионах страны всегда усугубляла транспортная составляющая, что особенно актуально для Сахалинской области, особенно – для Курил. В итоге жители Сахалинской области, за исключением Южно-Сахалинска и буквально 2-3 городов по югу острова практически лишены желаемого выбора книжной продукции в пределах своего населённого пункта. Да, можно купить книгу через интернет-магазин. Но это по нынешним временам очень дорого, да и мало кого прельщает приобретение «кота в мешке».

Если мы говорим о взрослом населении, это ещё полбеды. Самая большая сложность с нашим подрастающим поколением. Ещё можно как-то решить проблемы с книгами и учебниками школьников и учащихся муниципальных ПТУ. Но главное кроется в другой проблеме – самые маленькие наши граждане с младых ногтей остро нуждаются в том, что бы им читали книги. 

Не электронные, а настоящие. С картинками, соответствующими особенностям детского восприятия, с рвущимися страницами, которые можно разрисовать и даже, куда уж без этого, пожевать и порвать в клочья. Ребёнка необходимо с раннего детства приучать к миру, в котором есть место бумажной книге. 

Психологи знают, что любая информация лучше усваивается, если к визуальному отражению мира добавляются тактильные ощущения. Тем более – в детском возрасте. Поэтому мы и говорим, что хорошую книгу хочется взять в руки, раскрыть, почувствовать её запах, ощутить её тяжесть и добротность. 

Законы психологии и психофизиологии не обойти, надо просто принимать в расчёт рекомендации советской педагогики, которая, по совокупности критериев, до сих пор объективно является лучшей в мире. Традиции популяризации чтения в системе отечественного школьного образования корнями уходят в дореволюционную Россию, но настоящий расцвет роли книги в просвещении и воспитании пришёлся именно на советский период нашей истории.

К сожалению, традиция чтения книг детям вслух уходит из нашей культуры. Именно поэтому школьная и детская библиотеки становятся местом, где современные дети впервые по-настоящему знакомятся с книгой. На это необходимо обращать пристальное внимание не только работникам министерств образования и культуры, но и самим родителям. 

Пока что можно говорить о том, что существующая система общего обязательного образования не в состоянии обеспечить необходимый уровень читательской компетентности, а дополнительное образование не может компенсировать её недостатки. А родители становятся всё более ленивыми, когда речь заходит о чтении книг своим же детям.

Говоря о значимости книги, мы в первую очередь говорим о развитии мышления. Процессы чтения и мышления прочно связаны друг с другом, играя огромную роль в становлении и развитии образного и словесно-логического мышления. Проще говоря, чтение развивает способность человека мыслить, что развивает способность быстро принимать правильные решения всложных ситуациях.

Чтение, в силу безграничности полёта мысли огромной массы писателей, помогает резко расширить границы индивидуального знания, что приводит к усвоению знаний и фантазий авторов прочитанных книги даёт возможность человеку жить куда более наполненной жизнью. В свою очередь, именно это позволяет развить образное мышление. Вспомните, какие образы у вас возникают в голове при чтении захватывающей книги. Недаром степень интересности литературного произведения определяется умением автора создавать яркие и привлекательные образы.

И именно в этом заложена проблема тех, кто вырос на телевизионных программах и компьютерных играх. В странах Запада уже давно массово диагностируют различные функциональные нарушения мышления у детей, не отягощённых чтением книг. Симптоматически это проявляется в неспособности человека передать суть только что прочитанного сложного текста. 

Телевизор не заставляет думать. Лёжа на диване за просмотром фильма, мы позволяем работать лишь той части нашего мозга, которая отвечает за эмоции. Нам не надо строить образы, как это происходило бы при чтении книги – на экране это происходит без наших усилий. Телевизор «думает» за нас. Но думаем ли об этом мы?

Ещё одна современная проблема – резко ускорившийся ритм жизни, опять-таки опирающийся на нынешнюю систему ценностей. Но для многих это отчасти решаемо, причём очень просто. Стоит только исключить из своего дневного расписания уже для многих ставшее обязательным просиживание в различных социальных сетях или просто в интернете, и вы автоматически получаете большое количество свободного времени. 

Которое можно потратить на получение действительно необходимой информации или выполнение насущных дел, но уж никак не на самоутверждение в виртуальной реальности. Любой сам может для себя определить, что лучше – прочитать книгу и сформировать о ней собственное мнение или довольствоваться прочтением в интернете краткой справки. 

Наверняка многие читатели вспомнят, как они порой готовились к сочинениям в старших классах – не чтением книг, а по описательным материалам в учебниках литературы. Много ли это прибавило к вашим реальным знаниям?

Говоря о пользе чтения, нельзя обойти несколько научных фактов. К примеру,

у регулярно читающих людей несопоставимо богаче язык, лучше развита речь и намного выше интеллект по сравнению с теми, кто читает мало или вообще не читает. Любители литературы имеют отличную память, на физиологическом уровне они отличаютсяболее крепкими нейронными связями в головном мозге. Соответственно, в старости им реже грозят различные болезни мозга слабоумие и заболевания, связанные с нарушениями или потерей памяти. В 21 веке немаловажным является и то, что хорошая книга способна вылечить от депрессии.

Что интересно, мозг практически не видит разницы между реальными и воображаемыми впечатлениями. Поэтому при чтении интересной книги человек получает настоящие эмоции, влекущие за собой соответствующие изменения во внутренней среде нашего организма. Чтение позволяет легко и очень эффективно получать новый опыт и впечатления. Учиться всегда лучше на чужих ошибках. Книги позволяют это делать.



В заключение

Исходя из личного управленческого опыта на уровне субъекта Российской Федерации, могу с сожалением констатировать, что популяризация чтения как основного и ничем не заменимого источника социального опыта прошлого и настоящего на сегодняшний день является нетривиальной задачей. Резко снизился статус книгочтения, стремительно уменьшается количество полноценных домашних библиотек – книги просто выбрасывают, не задумываясь о компенсации утраченного. 

Даже на уровне финансовой и интеллектуальной элиты общества растёт убеждение в достаточности «прогрессивных» электронных носителей информации, в т.ч. – как полноценной замены традиционной бумажной книги. Быстро увеличивается количество наших соотечественников, не читающих вообще или открывающих книгу лишь от случая к случаю. И если под закат СССР хотя бы одну книгу в год прочитывали почти 80% населения, и мы по праву считали себя самой читающей нацией в мире, то сегодня эта цифра снизилась до 55%.

С молодёжью в этом плане дела обстоят ещё хуже – за тот же исторический период количество читающих молодых людей снизилось с 48% до 25%. Если так дело пойдёт и дальше, то детям в российских семьях читать вслух скоро прекратят вообще, здесь цифры просто катастрофические. Ещё в 1970-х гг. традиции семейного чтения поддерживались в 80% семей, тогда как на сегодняшний день детям читают лишь в 5% семей (!).

Есть и проблема, связанная с невзыскательностью вкуса и предпочтений среди современных читателей. Вместе со снижением востребованности качественной литературы снижается и уровень грамотности населения. Виной тому и недостаточная поддержка обучения навыкам чтения со стороны государства – по различным оценкам, в России объём государственных ассигнований на эти цели уступает уровню западных стран в 20-30 раз, вдобавок наши власти на местном уровне умудряются чинить всевозможные препоны развитию книжного рынка. 

Исходя опять же из собственного опыта, могу сказать, что на муниципальном уровне необходимую поддержку библиотекам и культурной среды оказывают не более 10-20% мэров, с инициативами дела обстоят ещё хуже. Что интересно, такие активные руководители муниципальных образований зачастую имеют педагогическое образования и опыт преподавательской деятельности.

Из-за снижения престижности чтения и уменьшения количества признанных авторитетов в литературной среде утрачиваются ценностные ориентиры в литературной культуре. Именно это и стало причиной радикальных шагов со стороны правительства России – Год культуры плавно переходит в Год литературы, причём по Указу Президента, вдобавок о необходимости повышения значимости книги В.В. Путин говорит и на Совете по культуре и искусству при Президенте России в декабре 2014 года.

Очевидно, что только системный государственный подход к поддержке и развитию чтения в России поможет существенно изменить отношение в обществе и в государственных структурах к читательской культуре. Здесь не обойтись без более активного вовлечения в работу библиотек, учреждений народного образования, книжной индустрии, решения кадрового вопроса и научно-методического обеспечения. Необходимо развитие новых форм взаимодействия образовательных и культурно-просветительских учреждений, нужна модернизация библиотечных систем.

Как и прежде, очень важной остаётся роль культурно-массовых мероприятий, информационно-просветительских кампаний в СМИ и, что крайне важно, привлечение интеллектуальных элит к процессу популяризации чтения.

Сделать это необходимо. Потому что речь идёт о нашем будущем.



Статья опубликована в региональных и муниципальных СМИ 
Сахалинской области 
и на сайте 
Областной научной библиотеки Сахалинской области