Юрий Максимов
фото Динко Нанева

На страницах «МР» мы уже не раз касались темы одного из наиболее интересных и совершенных советских охотничьих карабинов – ижевской модели «Медведь-1» под патрон 9х53 мм. Сегодня это оружие редко встречается в хорошем состоянии, а стоимость реставрированных образцов достигают планки 150 тысяч рублей и выше. 

Тем удивительнее было узнать от моего друга Динко Нанева о том, что он нашёл прекрасно сохранившийся «Первый Медведь» у себя в Болгарии. Карабин оказался с оптикой, в штатной комплектации. 





Динко Нанев – страстный охотник и большой любитель советского оружия. Мне было интересно узнать его мнение по поводу эксплуатационных особенностей старого «Медведя».

Надеюсь, что и читатели «МР» с удовольствием ознакомятся с эмоциональным, но искренним рассказом нашего болгарского товарища. Я подредактировал оригинальный текст Динко, но постарался максимально сохранить стиль автора.


   




Динко Нанев о мечтах 
и их реализации 

...Теперь я верил, что мечты сбываются! Я поделился со своим русским другом Юрием Максимовым мыслями о том, что очень хочу иметь карабин «Медведь» в калибре 9x53R.

Он одобрил эту затею и пожелал мне успеха в моих поисках, но с одним условием – карабин должен был быть в отличном состоянии, лучше – просто новым. Как говорят у русских, чтобы на нём «муха не сидела». Это усложнило задачу. Прошло много времени, было потрачено много сил. И, когда казалось, что уже ничего не получится, случилось чудо! 


Динко Нанев
со своей реализованной мечтой -

карабином "Медведь-1"




Я очень взволнован, когда пишу эти строки. Я волнуюсь, потому что я стал владельцем первой советской охотничьей винтовки "Медведь", я имею в виду – первой охотничьей самозарядки.





Это идеальное охотничье оружие, которое появилось в СССР в 1961 году, когда в Космос полетел Юрий Гагарин. На мой взгляд, космический корабль «Восток-1» и охотничий полуавтомат «Медведь-1» - это символы великой эпохи. Они были первыми. 





Я большой любитель советского оружия и много читаю о нём. Изучая историю создания «Медведя», я узнал, что этот карабин был создан талантливым оружейником Борисом Зориным и его командой на Ижевском оружейном заводе. Глядя на устройство этого оружия, я пришел к выводу, что для того времени это была продвинутая модель.





Сравнивая её сходство со снайперской винтовкой Драгунова, я знал, что эта винтовка была крайне редкой. Более того, к нам в Болгарию её ввозили только для официального использования в лесхозах в 80-х годах прошлого века. Найти это оружие в любом состоянии в нашей стране – это большая удача. 





Неоценимую помощь в поиске карабина мне оказал мой хороший друг, увлечённый охотник и большой любитель оружия магистр-фармацевт Стефан Сливков. Мы часто говорили с ним и спорили о советском охотничьем оружии.





Он прекрасно знал мои желания насчёт «Медведя». Год назад он упомянул, что видел такое ружьё в одном охотничьем товариществе, где он сам охотился. Он беседовал с председателем этого объединения и даже переговорил насчёт того, чтобы они продали «Медведя» мне. 





Последовали дни долгого и утомительного ожидания. Я не знал, получится ли купить эту винтовку и произойдет ли это вообще. Я пропустил крайний срок на покупку лицензии, из-за чего пришлось это делать второй раз. Стефан поддержал меня, ведя дополнительные переговоры о покупке, заряжая меня надеждой.





Трудность возникла из-за того, что председатель ассоциации, у которой я должен был купить карабин, был обязан собрать управляющий совет из 7-8 человек. И все эти люди должны были единогласно дать своё согласие на продажу. Иначе было никак нельзя. 





Так прошло 7 месяцев. Это было очень долго! И вот это случилось в один прекрасный февральский день. Телефонный звонок вырвал меня из повседневной жизни, а голос в трубке несказанно обрадовал словами «давай, иди и бери его, он твой».

Я не мог в это поверить! И вот я стою в кабинете председателя с карабином в руках. Когда я взял «Медведя» в руки, на мгновение мир вокруг меня перевернулся. Мне хотелось петь от счастья.





Я поднял "Медведя" и прицелился. Карабин так хорошо лёг мне в плечо, как будто он был создан для меня. Превосходная прикладистость, сказал я себе. И в то же время карабин оказался очень лёгким, даже с установленным оптическим прицелом. И выглядел он почти как с завода, «Медведь» был в прекрасном состоянии! 





В реальный мир меня вернул мой друг Стефан. Он похлопал меня по плечу, понимающе улыбнулся и напомнил, что мы должны выложить бумаги и завершить дело. Но отвлечься на это было почти невозможно, все мои мысли были о новом карабине, который я так долго ждал. Насколько классно выглядит это оружие, оно вселяет абсолютную уверенность - подумал я.





При этом карабин такой элегантный и красивый. Это изумительное творение советской оружейной мысли, которая всегда приносит приятные сюрпризы и радости. Это то, что делает охотника и его любимое оружие единым целым во время охоты. Вы меня наверняка поймёте, мои российские друзья-охотники! 





Сразу после оформления на себя «Медведя» я решил купить для него несколько пачек патронов и попробовать новое приобретение на стрельбище. К сожалению, у нас патроны есть только в одном городе.

Поэтому мне пришлось пересечь половину Болгарии, чтобы купить патроны калибра 9x53R. Но, как вы понимаете, это меня никак не могло остановить.





И вот день стрельбы настал. На полигоне в моём городе Стара Загора я от души пострелял из моего «Медведя». Несмотря на то, что патроны были старого производства -1992 года,  получаемые группы пробоин на 100 метров были в пределах 5-6 см. Браво! 





Была и забавная неожиданность. После первого же выстрела все инструкции и сертификаты со стен нашего тира упали на пол. Это было неожиданно для меня и сотрудников стрельбища! Но всё обошлось, разве что мы от души посмеялись. Громкий звук 9-мм патрона и мягкая отдача были сравнимы со стрельбой из гладкоствольного охотничьего оружия.





Это сюрприз, который приносит радость и особое удовольствие. Я не могу быть равнодушным к своему новому карабину. Да и не только я – он понравился всем моим друзьям, коллегам и сотрудникам полигона. 





Если вы позволите, я совершу небольшое отклонение от темы: при чтении паспорта на использование советского охотничьего оружия рабочий диапазон температур составляет от -50°С до +50°С.

И это правда, которая никогда не вводит нас в заблуждение. Это правда, потому что каждая модель оружия, созданная в СССР, является в результате жестоких испытаний в реальных условиях и человеческих страданий от трудностей создания такой конструкции!


Мишени.
Дистанция 100 м





Как охотник и оружейник-любитель с многолетним опытом, я могу заверить вас, что многие модели западного оружия бесконечно далеки от реальности, которую предлагает советское оружие.





Только в СССР могли создать простую и прочную конструкцию, заложив в неё надёжность и элегантность. А что ещё нужно нам, охотникам? 





После стрельбы я решил почистить свой карабин и обнаружил, что его очень легко разобрать. Ударный механизм был снят за секунду с помощью спускового зажима, простого для обслуживания. Боевая пружина – вечная. Затвор массивный, с большими боевыми упорами.





Всё блестит так, как будто винтовка только что вышла из стен фабрики, а ствол буквально засветился после хорошей чистки. Всё говорило о том, что оружие не использовалось по назначению, а только перемещалось из ящика в ящик для хранения. На зеркале затвора не было даже малейшего отпечатка гильз.





Это сказка! Это удача, которая пришла ко мне с помощью моих друзей. И я делюсь своей радостью с вами. Я делаю это с большим удовольствием и желаю, чтобы моя замечательная сказка постучала в дверь всем коллегам-охотникам и любителям оружия из России!









Статья была опубликована
в журнале "Мастер-Ружьё"
в сентябре 2019 года (№270)