Фото Ю. Максимова и С. Иванова  


Нож "Русский" работы Д.Шефера 
на обложке журнала 
и в жизни




Тема традиционного русского ножа имеет давнюю историю исследования на виртуальных форумах и на страницах немногочисленных специализированных книг. Казалось бы, это бескрайнее непаханое поле для исследований: ищи фактуру, разбирайся, радуй любителей истории и холодного оружия сенсационными находками и выводами. 

Однако искомой информации очень мало, вдобавок она в основном сосредоточена в единичных археологических материалах и редких изысканиях пытливых кузнецов.

Неразберихи добавляют размытые критерии самого определения русского ножа, область применения которого одновременно находилась и в военной плоскости. Так, ножи для служащих корпуса лесничих второй половины 19 века и начала века 20-го по форме мало отличались от кинжалов. 


Традиционный русский промысел 
требует применения хорошего 
универсального ножа




А вот нож нижних чинов иноверческих казачьих полков обр. 1840 г., которые несли службу на китайской границе, был очень похож на традиционные бурятские ножи. 

Последние, в свою очередь, имеют много общего с этническими кавказскими ножами и, что примечательно, ножами так называемого русского стиля. 

В этой статье, не претендующей на последнюю инстанцию, мы попробуем проанализировать сложившуюся ситуацию и поискать ответ на вопрос о том, что же это такое - русский нож.


Тайга 
Горной Шории

 



Персональный сайт 
мастера Д.Ю.Шефера 


Прежде чем начать разговор о русском ноже, давайте вспомним о том, что собой представляет наша страна. Как каждый из читателей помнит ещё со школы, Россия была и есть федеративным государством (объединением, союзом), территория которого, начиная с XVI века, постоянно расширялась. 

В определённый момент границы Русского государства вышли за пределы собственной этнической территории и со временем достигли естественных геополитических границ. 

На сегодняшний день Россия является централизованной федерацией смешанного типа (т.е. объединением по территориальному и национальному признакам) и имеет административно-территориальное устройство в виде совокупности множества субъектов, многие из которых изначально существовали в виде национальных образований, а позже – автономий и республик в составе Российской империи и СССР. 


Нож "Гранёныч", 
работа Д.Шефера




Причём некоторые из них вошли в состав страны относительно недавно. Например, Тувинская Народная Республика стала частью Советского Союза в составе РСФСР только в октябре 1944 года. 

Что примечательно, Тува объявила войну Германии 25 июня 1941 г. в качестве суверенного государства, став первым нашим иностранным союзником.


Нож "Гранёныч", 
одна из наиболее трудоёмких 
и престижных моделей Д.Шефера




Исходя из вышесказанного, теряется смысл в утверждениях насчёт существования некоего единого для всех «русского ножа» на гигантской территории в рамках границ Российской или Советской империй. Очевидно, что древние традиции множества народов и этнических групп в деле изготовления холодного оружия претерпели существенные изменения в процессе расширения страны. 

Смешивались элиты, роднились народы, что не могло не сказаться как на форме, так и содержании (материалы, технологии) любых изделий. Метаморфозы такого рода не могли обойти стороной и холодное оружие, которое во все времена служило ярким примером заимствования. 

Далеко ходить не надо: вспомните, как быстро русская армия переняла у кавказцев не только некоторые виды холодного оружие и форму одежды (казаки), но и манеру ведения боя. 

Похожим образом дело обстояло и с инструментами охотничье-промыслового быта: русские люди не только приносили новые традиции в осваиваемые земли, но и учились сами. И здесь нет ничего нового или странного: географические и климатические особенности любой территории диктуют свои условия.


Ещё один интересный охотничий нож 
классической формы, 
работа Д.Шефера

 


Если не принимать в расчёт специфику боевого холодного оружия (речь идёт об изощрённо-ритуальных формах восточных и азиатских кинжалов), то даже поверхностное изучение вопроса демонстрирует удивительную схожесть форм (эргономических показателей) рабочих ножей для повседневного применения. 

Впрочем, удивляться тут нечему – руки-то у людей одинаковы вне зависимости от их расы или национальности. 

Поэтому традиционный финский нож в целом мало отличается от ножа охотников Охотского моря и может быть очень похожим на кухонный нож европейского или китайского крестьянина. Отличия если есть, то они непринципиальны: ведь нож – это лишь полоска металла с ручкой, не так ли?





Раскопки на месте главных древнерусских городов – Киева и Великого Новгорода предоставили археологам большое количество однотипных ножей, которые с полным основанием можно считать русскими. Практически все они имеют вытянутый клинок клиновидного сечения, что было обусловлено технологией ковки и характерной для того времени экономией железа. 

Форма самих клинков довольно разнообразна, что говорит об их различном хозяйственном предназначении. Сильно выделяются из общего ряда лишь засапожные ножи, которые, по общепринятому мнению, являются боевым оружием. 

Но здесь нужно понимать, что за голенищем можно было носить и обычный деревенский хлеборез, да и заткнутый за пояс нож тоже был делом обычным, но классические «засапожники» являлись действительно специализированными изделиями и в основном встречаются в воинских захоронениях (курганах). 

Эти длинные ножи обычно имели клинки с обоюдоострым кончиком, что позволяет ставить их в один ряд с кинжалами.


Благодаря своей функциональности 
«финки» пользуются в России большой популярностью 
и давно стали русскими ножами. 
Ножи работы Д.Шефера 




Традиции бытового русского ножа прослеживаются и в литературе. К примеру, в основанной на личных воспоминаниях повести «Юдоль» (о голоде 1840 года) Николай Лесков пишет о разнообразном использовании главного ножа в русской деревне – хлебного. Им и хлеб режут и коров, а для второстепенных работ крестьяне пользуются ножевыми "аскретками" (обломками). 

Это сегодня на каждой кухне по несколько ножей, а раньше было не до жиру. Лесков даже среди своих современников считался знатоком русского быта, поэтому его воспоминания из реальной жизни можно принимать во внимание (что интересно, была у Лескова и повесть с говорящим названием «На ножах», правда, к ножам как таковым прямого отношения не имеющая).

Довоенные и послевоенные археологические исследования (работы В.И. Басова и Б.А.Колчина) позволили определить основные этапы эволюции русского ножа. Самые ранние новгородские ножи, датируемые X в.н.э., имели узкий и относительно короткий клинок с толстым обухом. Интересно, что форма клинка по обуху довольно часто имела закругление (спуск). 

А вот примерно в XIII веке ширина клинка стала увеличиваться вместе с его длиной. Одновременно тоньше становился обух. Южнорусские ножи оставались без изменений в конструкции на протяжении столетий.


Ещё образцы финок 
работы Шефера

 




Русский нож 
глазами 
мастера Дениса Шефера 
 
Читателям «Мастер-Ружья» екатеринбургский мастер-ножедел Денис Шефер уже известен по ряду прошлых публикаций. Здесь надо отметить, что вопросы, касающееся истории ножей, сталей и прочих нюансов такого плана, из мастеровых больше интересует кузнецов. 

Ножеделы в основном заняты вопросами поиска собственных решений и увеличении объёмов выпуска конкурентоспособной продукции, что в решающей степени обусловлено конъюнктурой рынка. И только выход на элитный уровень позволяет мастерам уделить некоторое время на эксперименты и заняться поисками вдохновения в изделиях из глубины веков.

Разговор о русском ноже мы с Денисом затеяли давно, но результат в виде готового изделия появился только в конце весны 2016 года. Всё хорошо видно на фотографиях, но нужно пояснить некоторые детали. Во-первых, клинок ножа не является обоюдоострым. Во-вторых, налицо попытка ухода от «охотничьей» тематики в сторону сугубо хозяйственно-кухонной специализации. 

Что, впрочем, отнюдь не отрицалось, благо мастер в работе руководствовался своим воображением, благо ставка и была сделана на его интуитивное понимание конечной формы реализации задуманного. 

С другой стороны, Денис держал в голове и мои соображения по теме, которые, надо признать, были весьма туманными и плохо сформированными.


Нож «Русский». 
Симбиозная реконструкция русского ножа 
универсально-бытового предназначения. 
Работа мастера Д.Шефера

 


В итоге мастер пошёл своим путём, хотя идея создания русского ножа у него самого появилась ещё до нашего знакомства. Когда-то Денис изучал собранный материал на данную тему и уже тогда открыл для себя некоторые важные нюансы. 

Конечно, в существующих источниках были несколько отличные в деталях моменты, но мы оба прекрасно понимали всю сложность и многогранность задуманного. 

В конце концов, «подпоясавшись» информацией и ориентируясь на вводные и принципы рационального использования предмета в быту (без привязки к расширению функций вроде ножевого боя) мастер принялся за работу.





В качестве материала был выбран уральский дамаск от компании «Зладинокс», которая заслуженно славится своими промышленными композитами высшего качества. Великолепие различных узоров и химического сочетания сталей этого производителя известно не только в России, но и давно снискало славу на территории Европы, особенно в Германии и Франции. 

Не аутентично, конечно, но красиво. Денис поставил перед собой задачу изготовить нож с максимальной сохранностью пропорций и форм условного прародителя. 

Мешали противоречия аутентичного плана: оригинальный русский нож позднего (средневекового) периода был несколько габаритнее, длиннее и с более толстым обухом. 

В нашем случае мастер сознательно ограничился длиной клинка около 120 мм, чего всегда с лихвой хватало для выполнения большинства бытовых задач.


Нож «Русский» работы Д.Шефера 
в руке различным хватом

  


Применение любого ножа в быту обычно сводится к работе по продуктам питания, с допущениями в виде незначительного объёма условно бивуачных работ. 

Поэтому клинок русского ножа оказался больше адаптированным для реза на доске и чистки овощей, чему способствовал малый радиус режущей кромки (из-за приспущенного по обуху кончика клинка). 

На этот счёт киевский кузнец Богдан Попов, развивая предположения Колчина, высказал интересную мысль: «…первичный признак сугубо кухонных ножей это прямое лезвие и, как следствие этого, опущенная к острию линия обуха». Попов также проводит интересные параллели с японским кухонным ножом.





По форме изготовленный нож оказался похожим на кинжал, но, как уже было упомянуто выше, с клинком, заточенным лишь с одной стороны. Дабы нож остался в пропорциях и очертаниях традиционного русского ножа, Шефер пошёл по пути сдержанности в декорировании изделия. 

Незначительно уйдя от традиционных форм, мастер приукрасил рукоять, отдав предпочтение эргономике, не забыв и про абрис «прародителя».


Что бы ни говорили апологеты 
современных порошковых сталей, 
но дамасковый клинок любого ножа 
обладает притягательной силой




Клинок ножа сведен от обуха, тщательно прошлифован на притирах с алмазными пастами и подвергнут многократному травлению на рельеф со шлифовкой скотч-брайтом после каждого цикла травления, что позволило максимально эффектно проявить рельеф структуры дамаска. 

Далее, после появления ощутимого рельефа, получившаяся поверхность подвергалась полировке. 


Бронзовый больстер, 
украшенный техникой «канфарение» 
с последующей тонировкой для имитации патины 




В завершение работ клинок, для придания контраста, на несколько секунд был опущен в хлорное железо для заключительной протравки. Больстер ножа бронзовый, на его поверхность техникой «канфарение» нанесена фактура с последующей тонировкой для имитации патины. 

(Для справки: канфарение или торевтика - процесс равномерного украшения поверхности предмета из металла мелкими точками, линиями, штрихами при помощи специальных пуансонов или чеканов, для придания изделию красоты и изящества). 

Такой цвет бронзы замечательно сочетается с аризонским пустынным железным деревом рукояти, которая, после шлифовки и полировки, была покрыта карнаубским воском для придания благородного глянца с последующей располировкой.


На обухе хорошо видна прорисовка 
многослойной стали 
(клеймо мастера не заметить 
тоже просто невозможно)




Ножны изделия выполнены из чепрака высшего качества (чепрак коричневый покрывного крашения, с «лицом», т.е. выглаженный). Завершает комплектацию фирменный чехол из 100% шерстяной итальянской ткани с вышитым логотипом мастера.



Охотничий скинер-разделочник 
работы Шефера.
Стиль определяет не только силуэт, 
но и содержание.

 


Нож «Русский» работы Д.Шефера 
в сравнении с археологической находкой (раскопки в Подмосковье), 
датируемой 18-19 веком. 
Хорошо видны особенности конфигурации клинка 
исторического ножа.

 


Упаковка поясного ремня 
с кожаной частью 
работы Д.Шефера

   



Ремень с титановой пряжкой.
Работа по коже - Д.Шефер, 

металл - лаборатория "Норд Нукс"

 


 
ТТХ ножа «Русский»  

Общая масса (с ножнами) – 218 граммов
Масса ножа -125 граммов
Общая длина ножа – 248 мм
Длина клинка (от больстера) - 122 мм
Ширина клинка, мax - 25 мм
Толщина обуха, max – 4 мм
Сведение – 0,5 мм
Твёрдость стали клинка - 60-61 HRC  



Выводы 

Сложно однозначно говорить о существовании конкретного типа русского или древнерусского ножа применительно к огромным территориям проживания славянских племён. 

Скорее всего, справедливым будет утверждать об использовании некоего конструктивно-эксплуатационного симбиоза, усреднённого типа ножа, характерными особенностями которого являлись предельная простота и максимальная функциональность. 

Основная масса исторических ножей всегда относилась к недорогому ширпотребу, культурная ценность которого сводилась если не к нулю, то была минимальной. 

Конфигурация клинка и ножа всецело зависела от истины «форма определяет содержание», то есть, конфигурация ножа напрямую зависела от его предназначения.


Набор работы Д.Шефера 
"Мясной"




Точно также местные природные условия во многом определяли применяемые технологии металлообработки. Целесообразность, а не уровень развития этноса, являлась главным движущим фактором любой деятельности. Б.А.Колчин в своей работе «Металлообрабатывающее ремесло Древней Руси» делает очень интересные выводы. 

Некоторые из которыхнихль русских мастеров во всех областях металлургического и металлообрабатывающего производства не отставала, а в некоторых отраслях значительно опережала развитие техники в странах Западной Европы.


Набор "Мясной"
работы Д.Шефера 





Древнерусские кузнецы при обработке железа и стали применяли следующие технологические операции: 

а) всевозможные приемы свободной кузнечной ковки (в том числе горячая штамповка и выколотка); 
б) сварку железа и стали; 
в) термохимическую обработку (цементация железа и стали); 
г) термическую обработку стали;
д) холодную резку (зубилом) и опиловку (напильником) железа и стали; 
е) полировку железа и стали; 
ж) паяние железа и стали; 
з) покрытие и инкрустацию цветными и благородными металлами железа и стали».

Это интереснейшие и, что важно, научно подтверждённые факты в рамках исследований на предмет самостоятельности и уровня квалификации русских кузнецов и непосредственно связанных с ними специалистов.


Северные народы России 
в повседневной жизни использовали 
максимально простые
и функциональные ножи 




В картине Лучанинова И.В. «Благословление ополченца. 1812 г.» 
на поясном ремне благословляющего хорошо виден небольшой нож. 
Оригинал картины написан не позднее 1824 года, так что мы можем предположить, 
что художник отобразил один из вариантов традиционного русского ножа

 


Природа 
Горной Шории




Пару слов в качестве эпилога. Очевидно, что вкусы и понимание предмета у людей сильно различаются. Навязывать свою точку зрения – дело неблагодарное и изначально бессмысленное. Хотите найти свой «русский нож»? Да не вопрос. 

На сегодняшний день в России множество производителей снабжают рынок огромным количеством моделей ножей, хотя лишь малую часть от этого великолепия можно назвать по-настоящему добротными изделиями. Пройдитесь по ножевым магазинам или соответствующим сайтам, обратите внимание на предлагаемые ножи.

Могу рекомендовать крупнейший и заслуженно авторитетный клубный интернет-портал «Ножинск», где представлены изделия ведущих мастеров России (nojinsk.ru, тел.: 8-800-700-76-57). Некоторые из них вам понравятся именно своей формой и пропорциями, другие – цветовыми решениями клинка, рукояти, ножен. 

Такая избирательность объясняется проявлением наших индивидуальных установок и интуиции (что в психологии чаще называют подсознательным). Говорят же, что не мы выбираем ножи, а они выбирают нас. 

Кто знает, быть может, понравившееся вам изделие современного российского мастера и есть воплощение того самого новгородского или киевского ножа, которым пользовался ваш далёкий предок?


 




Статья опубликована 

в журнале "Мастер-Ружьё", 
сентябрь (№9) 2016 год