Тёплый или белый свет? Ручной или налобный фонарь? Это и есть те самые риторические вопросы. В этой статья я попробую дать на них исчерпывающий ответ.


Ручной фонарь "Викинг" и налобник "Визард" 
производства компании Armytek




Как-то в горах, сравнивая тёплый и белый свет двух «Викингов» производства Armytek, я всерьёз задумался о том, чем мы руководствуемся при выборе фонарей с цветом различной температуры. 

Проще говоря – почему мы покупаем фонари с определённым светом? 

Стремление людей к чисто белому свету прослеживается везде, взять тот же белый ксенон автомобильных фар, имеющий очевидную популярность среди автолюбителей. 

Мощный белый свет фар и фонарей… казалось бы, ну что ещё надо? Опять же, все знают, что для ночной езды в условиях плохой видимости нужны противотуманные фары. 

А они ВСЕГДА жёлтого цвета! А свет в нашем доме? Почему из огромного выбора ламп мы избегаем покупать домой офисные люминесцентные лампы, а для создания комфорта берём те что дают уют - энергосберегающие и светодиодные лампочки с "теплым" или хотя бы нейтральным светом? 

И почему некоторые явно продвинутые любители фонарей целенаправленно покупают приборы с жёлтым светом, по мощности заведомо уступающим белому?


Тёплый и белый свет 
налобника Wizard 
на заснеженной дороге




Перед тем как я решился подготовить этот материал, для начала решил немного изучить этот вопрос с, так сказать, научной точки зрения. 

Но сразу бросил это неблагодарное дело, увязнув в сложных физических терминах и запутанной специфике электроники современных фонарей. Почти уверен, что большинству читателей также малоинтересны все эти Кельвины и прочие премудрости. 

Поэтому давайте попробуем во всём или почти всём разобраться наглядно, помимо сравнительных фотографий взяв за пример всем известные и такие привычные природные явления как солнце и луна. А точнее – их свет. Дневной и лунный.


"Викинги". 
Луч света "Викинга" в ночи, вид сбоку



 
Очевидно, что солнечный свет – источник жизни на Земле. Хороший свет обожают фотографы. 

В солнечную погоду у нас улучшается настроение, соляризация сетчатки при закрытых веках способствует расслаблению глазных мышц, улучшению микроциркуляции в сетчатке, короче – солнечный свет при правильном использовании улучшает зрение. 

Это, как говорится, медицинский факт. Днём мы вообще хорошо видим (и нет проблем с тем самым мучающим фотографов балансом белого!) и бодро себя чувствуем. И это по одной простой причине – мы дневные животные. Так сложилось эволюционно, если верить Дарвину. 

Связь дневного света с нашей активностью очевидна и не обсуждается, поэтому зимними длинными вечерами мы вынужденно жжём так много света в своих квартирах. Да и в офисах и на заводах без хорошего освещения далеко не уедешь. Иначе – снижение работоспособности и депрессия.


Белый и тёплый свет налобника Wizard 

в различных условиях. 

Зимний кадр, сделанный в тайге. 

Два последующих кадра 
сделаны в субтропиках Кавказа камерой 
со сбитым балансом белого
(зелёного много, но сути это не меняет)






Итак, днём всё хорошо. Ночью – не очень. Поэтому в деревнях, где нет электричества и, соответственно, лампочек Ильича, обычно ложатся спать как только зашло солнце. 

Мало того, точно также рано ложатся спать и в городских квартирах, если рубанули свет и в запасе нет даже свечек. 

А в ночном лесу человек начинает испытывать самые что ни на есть животные страхи, обусловленные эволюцией и спрятанные у нас где-то в подсознании, на уровне самых древних рефлексов. 

Поэтому мы и стремимся запалить костёр побольше, да ещё и лечь чуть в сторонке от него, что бы нас не было видно со стороны, а мы видели всё – это тоже рефлексы. 

Но тут интереснее другое: как только выходит Луна, мозги начинают выворачивать другие страхи – от подсознательных до фольклорных.


Белый и тёплый свет "Викингов". 
Обратите внимание на цветопередачу 
при свете этих фонарей в ночном летнем лесу




Почему? Да потому что во всех религиях и во все времена Луна была солнцем мёртвых. Солнцем мира без красок, с искажённой цветопередачей, жёсткими тенями и мерещащимися в кустах и на деревьях оборотнями и мавками. 

Ночью не спят только хищники или нечисть, а человек должен набираться сил в тёплой кровати и за крепкими стенами.

Ну а если не спится или нелёгкая понесла человека в лес… Раньше все фонарики с лампочками накаливания давали тусклый, но жёлтый тёплый свет. 

Лет 10 назад появились первые светодиодные фонари и пошло-поехало. И сейчас мы имеем огромный выбор фонарей с ослепительно белым светом, мало отличающийся от мёртвого света полной луны. 


Та же местность, белый и тёплый свет
налобных фонарей Wizard. 

Обратите внимание, 
какую огромную ширину охвата светом 
и потрясающую равномерность освещения дают эти фонари! 
При этом и дальнобойность впечатляющая!




Конечно, белый свет фонарей тоже делится на холодный, нейтральный и относительно тёплый, хотя это всё относительно, да и вообще – индивидуально воспринимаемый нами цвет чего-либо больше относится к обширному разделу психофизиологии, чем математически точной науке. 

Но, секундочку, ведь рынком предлагаются и фонари с сугубо тёплым светом, причём их немало и их покупают довольно активно! 

Причём, как уже говорилось выше, фонари с тёплым светом покупают продвинутые ребята, знающие всё про кельвины, цветовую температуру и прочие премудрости.


Ещё раз белый и тёплый Wizard. 
Осенний лес, красный пограничный столб. 

На мой взгляд, эти две фотографии -
один из самых наглядных примеров 
по предмету нашего разговора. 

Именно после этой фотосъёмки 
я стал применять в лесу налобник с тёплым светом




Но нам, с практическо-потребительской точки зрения, интересно другое – чем в работе тёплый свет отличается от белого. Что ж, давайте посмотрим на фотографии. 

Конечно, вживую всё видно и понятно гораздо лучше, но и фото вполне передают суть разницы между белым и тёплым светом наших любимых светодиодных фонарей.


На двух фото ниже - снято там же. 


Справа - очень тёплый свет компактного 
и вообще очень неплохого налобника TIARA, 
слева - опять белый "Викинг", 
включенный не на полную мощность и 
для визуального сравнения тёплого и белого света




Здесь всё-таки хочу добавить немного цифр. Смотрите, белый свет обычно CRI = 70..75. Теплый - CRI = 80..85. Но есть повышенные CRI = 90..93.

У них сильно меньше света и более рыжий (оранжевый) оттенок. Но у солнца CRI = 100 (!), т.е. чем ближе к солнечному свету, тем ближе к 100.

Так что тот "рыжий" цвет TIARA, который вы видите на фото, на практике является очень комфортным для глаз и вживую воспринимается глазом немного по-другому, чем это видно на фотографии. Такая вот интересная штуковина.

Итак, какие можно сделать выводы? Их будет несколько. Первый момент: при прочих равных фонари с тёплым светом как правило слабее приборов с белым светом. Не так далеко и не так широко светят, короче. Далее – белый свет «забивает» цвета, делая всю «картинку» серой или почти серой. 

А серый цвет является одним из самых неприметных в природе. Мы привыкли к цветному камуфляжу, а ведь одежда неброского серого цвета обладает ненамного худшими маскирующими способностями. Так и белый свет фонарика всё вокруг делает одинаково неприметным, серым, хотя и более контрастным. На фото это хорошо видно, обратите внимание. Для любителей охоты ночью с засидки это также может быть очень важно.

А вот тёплый свет, даже если отбросить такие немаловажные моменты как выигрыш в условиях плохих погодных условиях (туман, морось, дождь, дым и т.д.) , куда более дружелюбный как в плане дальности освещения и реалистичности цветопередачи, так и воздействии на подкорку! Это сложно объяснить на словах, это просто надо увидеть и ощутить, послушать себя, свои инстинкты, они уж точно не обманут. 

Тогда сразу становится понятно, почему просвещённый народ покупает фонари с тёплым светом. И почему мы так любим жёлтый свет горящей свечи, пляшущие оранжевые всполохи на потолке в комнате с топящейся печью и огонь горящего костра возле охотничьего шалаша. 

Всё это напоминает нам свет и цвет солнца, это цвет жизни и безопасности. От инстинктов не уйти, и с законами психофизиологии спорить невозможно и бессмысленно.


Интересное сравнение
света двух "Викингов". 

Слева направо:
- белый свет,
- тёплый свет,
- совмещённый свет.
 
Наглядность лучше некуда











На этом всё.
Удачного вам выбора!