Автор: Юрий Максимов
Фото Ю.Максимова, Татьяны Молотовой и музея "Дом Чехова"


«Нельзя ставить на сцене заряженное ружьё, если никто не имеет в виду выстрелить из него». 
(Из письма Антона Павловича Чехова к литератору Александру Лазареву-Грузинскому от 1 ноября 1889 г.) 

   
 


Некоторые критики называли Антона Павловича Чехова «поэтом серых будней». Конечно, в этом смысле «серой» они имели в виду отнюдь не личность писателя. Тем не менее, этот двусмысленный шаблон перекочевал в сегодняшнее время, формируя в нашем представлении Чехова как скучноватого «ботаника» в старомодных круглых очках.

Одно из наиболее ярких и знаковых чеховских произведений «Остров Сахалин» стало документальным свидетельством уходящего девятнадцатого столетия и скромным описанием беспримерного гражданского подвига Антона Павловича. Мало кто из наших современников всерьёз задумывался об особенностях образа жизни русской творческой элиты на рубеже 19 и 20 веков, что в итоге способствовало размножению и укоренению мифов не самого лестного толка.

Для меня Чехов всегда был классическим русским интеллигентом вроде профессора Преображенского из известного романа. И тем неожиданнее стало обнаружение летом 2014 года в запасниках дома-музея А.П. Чехова в Ялте охотничьего двуствольного ружья, когда-то принадлежащего великому писателю. 

Благодаря любезной помощи руководства музея мне удалось получить фотоматериалы для настоящей статьи, что позволило буквально по крупинкам установить производителя двустволки и предположительную дату его приобретения Антоном Павловичем. В итоге и родилась идея написать статью про Чехова и его ружье. Или наоборот, но это уже не суть важно…



Антон Павлович Чехов 
(Справка)

Русский писатель, общепризнанный классик мировой литературы. По образованию – врач. Родился 29 января 1860 г. в городе Таганрог. Умер 15 июля 1904 в германском городе Баденвайлер.

Один из самых известных и уважаемых драматургов мира, чьи произведения читают почти на всех основных языках мира. Почётный академик Российской Императорской Академии наук по разряду изящной словесности. За 25 лет писательской деятельности Чехов написал более 800 различных произведений.


Ружьё А.Чехова















О Чехове,
традиционной системе ценностей
и случайно найденной характеристике от Скабичевского

Духовный и нравственный выбор героя, ответственность человека за свою судьбу и обличение пошлости проходят красной нитью через всё творчество Антона Павловича. Пошлость и внедрённое писателем в литературный оборот понятие «обывательщина» были ему ненавистны своим откровенным равнодушием к вопросам, на тот момент волнующим всё человечество. 

Претили Чехову и паразитизм с застойностью. По меткому определению Горького, главным врагом Чехова была опять же пошлость, с которой он боролся всю свою жизнь. Короче говоря, Антон Павлович был во всех отношениях правильным человеком с высокими моральными принципами и имел смелость прямо озвучивать свою гражданскую позицию.

Тем интереснее читать о Чехове в книге «История новейшей русской литературы 1848-1892 гг.», изданной под редакцией А.М. Скабичевского в питерской типографии Ф.Павленкова в 1893 году и случайно купленной мною у последнего (в буквальном смысле) сочинского букиниста. 

Во времена императора Александра III Антоша Чехонте (один из полусотни псевдонимов Чехова) был лишь одним из многочисленных российских писателей и прозаиков. И места ему в почти 500-страничной и очень серьёзной по содержанию книге было уделено менее половины страницы. 


Ялта



Тем не менее, данная ему характеристика мне представляется весьма примечательной: «Газеты выработали особенного рода литературный жанр мелких рассказов, эскизов, очерков, приноровленных по своей миниатюрности к размерам газетных столбцов. 

Содержание таких рассказов калейдоскопически разнообразное: на трёх-четырёх столбцах вы можете встретить здесь то мелкую житейскую сцену, эпизод, анекдот, то трагедию, которой хватило бы на большой роман.

Главное условие подобного рода беллетристики – необыкновенная сжатость и краткость; всё искусство заключается в том, чтобы выставить существенное и дать читателю возможность догадаться об остальном.

Самым главным мастером и, можно даже сказать, создателем такого жанра является Антон Павлович Чехов, начавший своё литературное поприще во второй половине восьмидесятых годов на страницах Осколков, Петербугской Газеты и Нового Времени и затем перешедший на страницы Северного Вестника, где появились его более обширные произведения…





Произведения Чехова, при всей их фельетонной скороспелости, обнаруживают сильный талант, блестят художественностью и юмором. Но в них один существенный недостаток – отсутствие объединяющего идейного начала. Автор весь отдаётся мимолетным впечатлениям, спеша поскорее выразить их в нескольких стах газетных строчек. 

Вследствие этого рядом с потрясающею драмой вы встречаете у него ряд анекдотов водевильного характера, написанных для того лишь, чтобы посмешить читателей газеты. Большие его произведения отличаются тою-же калейдоскопичностью и отсутствием идейного содержания; это не цельные произведения, а ряд бессвязных очерков, нанизанных на живую нитку фабулы рассказа»…

Надо сказать, что именно этим нам и сегодня так нравятся произведения Чехова. Сдержанной охотничьей страсти, характерной для трудов Аксакова и Тургенева, у Антона Павловича мы отнюдь не наблюдаем, но этот его «недостаток» с лихвою перекрывает одна лишь уже упомянутая поездка писателя на остров Сахалин в 1890 году. 

Этот беспримерно мужественный и беспримерный поступок вызывает искреннее восхищение и безграничное уважение, заставляя внимательнее относиться не только к творческому наследию Чехова, но и его многогранной личности, помня знаменитый чеховский призыв. «Берегите в себе человека» - завещал нам Антон Павлович. Согласитесь, это у нашего общества в последнее время получается всё хуже и хуже…


Белая дача Чехова 
в Крыму






История Белой дачи (Дома Чехова в Ялте),
СПРАВКА

Осенью 1898 года Чехов поселился в Ялте. В течение года (октябрь 1898 - сентябрь 1899) он выстроил дом и флигель, которые составляют единый архитектурный ансамбль. Автор проекта - архитектор Л.Н.Шаповалов. Писатель жил в этом доме с августа 1899 по 1 мая 1904 года вместе с матерью Евгенией Яковлевной и сестрой Марией Павловной. 

Жена Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, актриса МХТ, приезжала сюда на каникулы. Днем новоселья на Белой даче считается 9 сентября 1899 г. Здесь Чеховым написаны повесть "В овраге", рассказы "Дама с собачкой", "Архиерей", "На святках", "Невеста", пьесы "Три сестры" и "Вишневый сад", отредактировано первое Полное собрание сочинений.



Чехов – охотник? Да!
Ружьё Чехова

Судя по всему, и к некоторому лично моему сожалению, Антон Павлович не горел страстью к охоте и всему, что с нею как-то связано. К оружию – в том числе. Тем не менее, в его произведениях встречаются упоминания и об оружии, и об охоте, хотя без какого-либо пиетета и чаще всего в драматическом контексте. 

Юмор и несколько издевательский взгляд на увлечение помещиков охотой я встречал лишь в действительно забавном чеховском рассказе «Петров день» (1881 г.), где речь идёт об и поныне главном событии для всех охотников - дне открытии охоты, в те времена выпадавшем на 29 июня – Петров день. 

Наверняка все смотрели своеобразный фильм «Особенности национальной охоты». Так вот, прочитайте «Петров день» и убедитесь в том, что эти «особенности», блестяще раскрытые Чеховым, во всей красе существовали и в далёком 1881 году. Кстати, судя по довольно подробному и красочному описанию процесса стрельбы и поиска дичи, писатель с охотой всё-таки был знаком отнюдь не понаслышке.


Ружьё А.Чехова




В «Чайке» (1896 г.) мы читаем о застреленной Треплевым чайке, сложных смысловых параллелях и трагической развязке. В "Драме на охоте" (1884 г.) прослеживается интригующий детективный сюжет с убийцей Камышевым и его жертвами - Ольгой Скворцовой и Кузьмой. Про знаменитое чеховское высказывание о висящем на стене ружье в начале пьесы, адресованное Александру Лазареву-Грузинскому осенью 1889 года известно, наверное, всем. 

Хотя подлинный смысл этой фразы, равно как и сложнейшие чеховские литературные приёмы и смысловые «виражи» («поток сознания» - это тоже Чехов) - всё это, к сожалению, знакомо и понятно отнюдь далеко не каждому.


Ружьё А.Чехова




Куда больше охотничьей тематики проскальзывает в личных письмах Антона Павловича. Из писем Чехова: И.П. Чехову. Вторая половина октября 1883 г., Москва. - «Получаю «природу и охоту», как сотрудник. Это толстые книги. Читаю в них описания аквариумов, уженья рыбы и проч. Нового пропасть узнал. Хорошие есть статьи, вроде аксаковских. Летом пригодятся». Н.А. Лейкину. 1 апреля 1885 г., Москва. 

- «На этой неделе, очень может быть, нелёгкая унесёт меня во Владимирскую губ<ернию> на охоту. Дал слово, что поеду». М.П. Чехову. 10 мая 1885 г., Бабкино. - «После кофе отправился я <…> с охотником (очень типичным) Иваном Гавриловым на охоту. Прошлялись часа 3 ? вёрст 15, и укокошили зайца. Гончие плохие…»


Ружьё А.Чехова






А вот это уже интересно! Чехов с явным удовольствием (или это своеобразная аристократическая дань моде?) ходит на охоту, причём иногда ради этого уезжает аж в другую губернию. Писатель знакомится со специальной литературой, загодя готовясь к охотничье-рыболовному сезону. 

Но главное – Чехов «шляется» с типичным охотником Иваном Гавриловым явно со своим собственным ружьём. Надо думать – с тем самым, что вы можете видеть на фотографиях к данной статье.


Ружьё А.Чехова




Но вернёмся в наше время. Весной 2014 года Крым вновь вошёл в состав Российской Федерации. Историческая справедливость восторжествовала. Территория территорией, но не будем забывать и о значимости возврата в единое культурное пространство России огромного культурного наследия Крыма, который, напомню, стал российской землёй 8 (19) апреля 1783 г. с момента подписания императрицей Екатериной Великой Манифеста о присоединении к Российской державе Крымского полуострова и образовании Таврической области.


Ружьё А.Чехова




Спустя буквально несколько месяцев после возвращения Крыма мне повезло побывать в нескольких городах полуострова во время служебной командировки и своими глазам увидеть искреннюю радость крымчан, наконец-таки ставших россиянами. Конечно же, я не упустил возможности посетить «чеховские» достопримечательные места. 

Дом Чехова в Ялте был один из них. Собственно, во время экскурсии по этому дому и был задан интересующий меня вопрос о наличии какого-либо личного оружия у Чехова. Как уже я написал выше, положительный ответ директора музея и стал отправной точкой в нашем совместном историческом исследовании, которое год спустя закончилось подготовкой к печати настоящей статьи.


Ружьё А.Чехова





ТТХ охотничьего ружья,
принадлежавшего А.П. Чехову


Производитель - Мануфактура Неверновых (Невернов Николай Гаврилович), г. Тула
Ориентировочная дата производства - 1880-е гг.
Тип оружия: двуствольное охотничье шомпольное ружьё с капсюльными замками
Калибр - 16-й
Общая длина – 113 см
Длина стволов – 73 см
Масса - 3,03 кг (масса блока стволов - 1940 граммов)



Ружьё А.Чехова




Конечно, с того момента как я получил подтверждённую информацию о хранящейся двустволке Чехова в ялтинском музее, исследовательский зуд уже не давал мне покоя. Первым делом возник вопрос о типе оружия и его изготовителе. Охотничьи ружья под унитарный патрон не были редкостью уже в 1880-х гг., но и капсюльные шомполки, особенно недорогие, выпускались и в первой трети 20 века. 

Где-то в глубине души теплилась надежда, что Антон Павлович владел каким-нибудь очень интересным ружьём известного русского мастера вроде Гонно, Маслова или Мацки, хотя житейская скромность и умеренность писателя оставляли на то мало шансов.

Так оно и оказалось. Что, впрочем, было отнюдь не обескураживающим - Чехов был верен себе во всём. Что касается самого ружья, то им оказалась рядовая шомпольная двустволка с подкладными замками «в шейку» и ложей из непритязательного ореха. производства тульской мануфактуры, на тот момент принадлежащей Невернову Николаю Гавриловичу, которого упоминает Л.П. Сабанеев в своём «Охотничьем календаре» от 1892 года в числе "лучших и наиболее добросовестных мастеров" в Туле. 

Такие ружья сборки ТОЗа или частных мастерских в период около 1890 года стоили в пределах 20-25 рублей. Сохранность ружья на 2014 год удовлетворительная, шомпол утрачен.


Ружьё А.Чехова




Досадно, что личное оружие всемирно известного писателя не является частью одной из композиций Дома Чехова. Понимаю, что так правильно, поскольку при жизни писателя ружья на видном месте не демонстрировалось да и не факт, что Чехов привёз его в Ялту, но всё же. Отмечу, это характерно для многих «именных» музеев. 

Для меня одним из таких примеров служит мемориальная квартира А.С. Пушкина на Старом Арбате (отдел Государственного музея А.С.Пушкина), где представленный в одной из многочисленных экспозиций пистолет Александра Сергеевича совершенно теряется среди прочих экспонатов, в том числе – благодаря крайне неудачному его расположению. 

Как бывшему сотруднику краеведческого музея мне всегда досадно за почти повсеместную неухоженность оружейных экспонатов в наших музейных собраниях. И это притом, что приведение выставочного оружия в надлежащий вид не представляет особой сложности и обычно не требует вложения существенных ресурсов.


Ружьё А.Чехова





В 2015 году весь мир отмечал сразу несколько «чеховских» круглых дат:

– 155 лет со дня рождения Антона Павловича,
- 125 лет его поездки на Сахалин и
- 120 лет со дня полного издания книги «Остров Сахалин».




Вместо заключения

Итак, теперь мы знаем, что Чехов владел охотничьим ружьём и с определённой регулярностью находил время для охоты и рыбалки. Пускай сие и не нашло сколь либо значимого отражения в творчестве писателя, мы просто отметим это как подтверждённый ялтинским музеем факт. Подтверждают это и письма Чехова.

Что показательно, писатель в своё время обзавёлся недорогим ружьём именно отечественного производства. Конечно, это может говорить как о характерной непритязательности Антона Павловича, так и о малой значимости оружия в его повседневной жизни. И уж никак это ружьё не могло рассматриваться писателем и его окружением в качестве статусной вещи - в последние годы жизни Чехов всё-таки был известным человеком. 

Несмотря на постоянные сложности с финансами (достаточно почитать его переписку с сестрой Марией Павловной), Чехов вполне мог бы себе позволить приобрести европейскую двустволку хотя бы среднего разбора или ружьё работы известного российского мастера. Но он купил простенькое ружьё рядовой выделки.


Ружьё А.Чехова




Двустволка Чехова не имеет клейма с датой производства, что резко расширяет временные рамки момента его приобретения писателем и тем самым усложняет нам задачу. Прикинем «на пальцах»: Чехов умер в 1904 году, на Сахалин он совершил путешествие в 1890-м. Дом в Ялте Антон Павлович построил в 1899 году, который уже летом 1901 года завещал сестре. 

Первые объективные симптомы чахотки у Чехова проявлялись с 1884 года, а к моменту своей сахалинской экспедиции он уже был неизлечимо болен. Ещё современники писателя считали, что именно поездка на Дальний Восток сыграла роковую роль. Наверняка так оно и было. И вряд ли он, опытнейший врач, зная о своей приближающейся смерти, стал бы приобретать ружьё после возвращения с Сахалина. 


Ружьё А.Чехова



У меня также есть сомнения и в том, что он купил его именно для этой экспедиции – охотиться в дороге Чехов явно не собирался, а для самообороны уже тогда устаревшее капсюльное ружьё было не очень удобным. Да и во все времена путешественники обычно обходились куда более удобными дорожными пистолетами, тем более что к началу 20 века купить и современный револьвер под унитарный патрон проблемы не составляло. 

И в данном случае датировать период активной охотничьей жизни писателя нам помогают письма Антона Павловича, а это как раз 1883-1885 гг. Надо думать, ружьё писателем было приобретено в начале 1880-х гг.


Ружьё А.Чехова




В любом случае, что было – то было. И 111 лет спустя после смерти писателя всё сложилось исключительно по-чеховски: образно говоря, ружьё «висело» с самого начала пьесы под названием «Наследие творческой жизни Чехова» и в итоге оно всё-таки «выстрелило». Вернее – появилось на свет. Благодаря чему теперь мы точно знаем, что упоминая об оружии и охоте, Чехов отнюдь не теоретизировал…


За содействие в подготовке статьи 
автор статьи искренне признателен главе Республики Крым 
Сергею Аксёнову 
и директору музея «Дом Чехова» в г. Ялте 
Александру Титоренко


Ружьё А.Чехова




Статья опубликована 
в журнале "Мастер-Ружьё", 
октябрь 2015 года, №10 (223)