Корсаков - районный центр в Сахалинской области, город (с 1946 г.) областного подчинения, третий по количеству жителей город области (46 тыс. чел., 1999 г.). 

Город расположен на берегу бухты Лососей залива Анива, в 42 км от административного центра области Южно-Сахалинска.


 


К городу с севера и с востока подступает холмистое Корсаковское плато, поросшее хвойно-широколиственными лесами (пихта, береза, лиственница, ель, дуб, ясень, сахалинский бархат, орех Зибольда и др.). 

Деревья в лесах нередко перевиты лианами (лимонник, актинидия и др.). К востоку от города расположены живописные озера Тунайча, Большое Вавайское, Буссе и множество других, являющихся хорошими местами для рыбной ловли и охоты. 

На озере Тунайча расположен Дом рыбака и охотника "Бирюсинка".





Корсаков основан в 1853 г. экспедицией Г. И. Невельского как военный пост Муравьевский. Это самое старинное поселение области. 

В 1854 г. в связи с англо-французской агрессией на Дальнем Востоке пост Муравьевский был эвакуирован, восстановлен в 1869 г. под названием "пост Корсаковский", в честь генерал-губернатора М. С. Корсакова. 





Во время каторги 1869-1906 гг. пост был центром округа, включающего всю южную половину острова. 

За годы существования Корсаковского поста здесь побывали многие русские ученые и исследователи (академик Л. И. Шренк, агроном М. С. Мицуль, географы И. С. Поляков и А. М. Никольский, адмирал С. С. Макаров и др.). 




В сентябре 1890 г. Корсаковский пост посетил А. П. Чехов. До сих пор в городе сохранилось несколько старых домов, которые, по всей вероятности, посещал писатель, проводя перепись населения Сахалина. 

Во время русско-японской войны 1904-1905 гг. корсаковцы первыми приняли на себя удар превосходящих сил противника. 

Несмотря на стойкую оборону, слабовооруженные отряды защитников города вынуждены были отступить. В честь моряков-десантников, отдавших свои жизни за освобождение города в 1945 г., в центре Корсакова в 1949 г. сооружен обелиск.

Корсаковский морской порт - один из четырех незамерзающих портов Сахалинской области, его по праву называют "Южными воротами Сахалина". К причалам порта ежегодно швартуются сотни судов. 






Отрывок из книги А.П.Чехова 
"Остров Сахалин": 

"Мы обогнули Крильон и вошли в залив Аниву 12 сентября перед полуднем; виден весь берег от одного мыса до другого, хотя залив имеет в диаметре около 80—90 верст[4]. Почти в средине полукруглый берег образует небольшую выемку, которая называется бухтою или губою Лососей, и тут, у этой губы, находится Корсаковский пост, административный центр южного округа. 

Пост имеет с моря приличный вид городка, не сибирского, а какого-то особенного типа, который я не берусь назвать; основан он был почти 40 лет назад, когда по южному берегу там и сям были разбросаны японские дома и сараи, и очень возможно, что это близкое соседство японских построек не обошлось без влияния на его внешность и должно было придать ей особые черты. 

Годом основания Корсаковского считается 1869 год, но это справедливо лишь по отношению к нему как к пункту ссыльной колонии; на самом же деле первый русский пост на берегу бухты Лососей был основан в 1853—54 гг. 

Лежит он в пади, которая и теперь носит японское название Хахка-Томари, и с моря видна только одна его главная улица, и кажется издали, что мостовая и два ряда домов круто спускаются вниз по берегу; но это только в перспективе, на самом же деле подъем не так крут".


Из Южно-Сахалинска в Корсаков 
ведёт отличное скоростное шоссе. При движении по знакам 
времени на дорогу уходит 30-40 минут



 
Это не стелла кривая, 

это объектив широкоформатный (12-24)




Корсаков разбросан по близлежащим сопкам.
При подъезде к городу сварачиваем вправо, к обрывистому высокому берегу,
откуда прекрасно видна основная часть города
и его жизненно важный объект инфраструктуры - порт 





Кладбище кораблей.
Их подтащиди сюда 

и понемногу распиливают на металлолом




Трёхколейную железную дорогу
вы можете увидеть только на Сахалине -
это к старой японской узкоколейке добавляют ещё одну рельсу,
получая нашу стандартную ширину колеи

 


Старых зданий советской постройки очень много.
Это - 1951 года.
Ещё был жив товарищ Сталин




А вот и японский деревянный дом.
Наверное, один из совсем немногих
сохранившихся на Сахалине




Остатки фундамента 

от какого-то японского сооружения.
Судя по всему, здесь был храм





Гостиница "Казачий хуторок".
Вот так.
Надо будет заехать как-нибудь на вареники




Пейзажи 

почти деревенские




Раньше на Сахалине была развёрнута целая армия.
Сейчас она "реформирована" до бригады,
а многочисленные казармы постройки начала 1950-х гг.
понемногу разрушаются и растаскиваются по кирпичику.
Руины на фоне красивых цветов.




Сейчас Корсаков 

активно приводится в порядок.
В ближайшие пару лет город изменится.

 


Напротив администрации города -
строгий и красивый памятник павшим в боях 

при освобождении Сахалина
от японских милитаристов





Своими довольно крутыми подъёмами и спусками, утопающими в зелени узенькими тихими улицами и низкими старыми постройками Корсаков сильно напоминает города Кавказских Минвод, вроде Кисловодска или Пятигорска.

Ассоциации завершают уютные кафешки и столовые, в которых вкусно и плотно поесть можно за вполне вменяемые деньги. Не дороже, чем в том же Пятигорске.


Улочки 
города Корсаков

 




Корсаковцы ходят 

мимо японских артефактов
и не замечают их

 




Про пирамиды майя читали когда-нибудь?
Вот, в Корсакове есть нечто похожее,
только японской постройки. 

Лестница к храму

 




В советское время примерно на месте храма 

построили красивое здание мореходки,
которая подготовила несколько поколений моряков для Корсакова.
В 1990-х годах эта мореходка, как и многое другое,
оказалась ненужной




Рядом - какие-то бараки.
Даже с разрешенной мореходкой 

это выглядит крайне дисгармонирующе




Поднимаемся на бывшую 

смотровую площадку над городом.
Вид отсюда замечательный

 




Во-он она где, эта площадка -
на левом крае сопки 

над городом




Яхты 
возле пирса

 




Реконструкция 

центральной части города.
Здание японской постройки




Кирпичные здания.
Тоже японцы строили






Новое здание
корсаковской таможни




Поднимаемся на сопку над портом.
В глаза бросаются 

свежепокрашенные здания
с новыми крышами.

 




Едем дальше, к выезду из города.
Новая дорога и жилые дома




Старые дома к зиме готовят -
конопатят по стыкам панелей




В городе часто можно встретить

наследие не только японского,
не и советского прошлого

 




Вот, типография.
Наверное, примерно в такой для Чехова печатали
анкетные карточки для проведения переписи




И такие жилые дома
есть в Корсакове




Взлётная полоса старого японского аэродробма

для малой авиации.
Длина бетонной взлётной полосы - 1 км 150 метров




а вокруг - безмятежная красота...



 




Едем дальше, на юг...


 




В Корсакове расположены несколько заводов по переработке рыбы и морепродуктов, рыбодобывающие предприятия, морской торговый порт, завод по производству агар-агара. 

Ранее действовали База океанического рыболовства, фабрика гофрированной тары. Вблизи города действует крупный завод по сжижению природного газа с причальным комплексом (единственный в России; введён в эксплуатацию 18 февраля 2009 года в рамках энергетического проекта «Сахалин-2»). Туда мы и направляемся дальше.


Завод СПГ,
вид с моря




Завод СПГ,
вид из космоса




Подъездаем к заводу.
Дорога великолепная




Небольшой участок дороги непосредственно у завода гравийный.
От проездающих машин пыль поднимается столбом,

что резко снижает видимость




За заводом вдоль трассы,
с левой стороны, расположены яркие сопки.
А справа - начинаются красивейшие
и практически безлюдные пляжи




  


В высокой стране сначала находим остатки японских фундаментов, после чего выходим на "эхо войны" - старый японский ДОТ. Что интересно, со стороны моря у него нет фронтальной амбразуры.

Зато на десантоопасном направлении есть почти скрытая травой амбразура для ведения фланкирующего огня. Японцы были горазды на фортификацию и ДОТов на побережье у них было закопано очень много. Наши строители их откапывают до сих пор и иногда - в самых неожиданных местах.


 


Дальше наш путь лежал на юг, в сторону окончания правой нижней части "хвоста" Сахалина.
Но об этом - читайте в другом материале.


Всего доброго!