Корсаков - районный центр в Сахалинской области, город (с 1946 г.) областного подчинения, третий по количеству жителей город области (46 тыс. чел., 1999 г.). Расположен на берегу бухты Лососей залива Анива, в 42 км от административного центра области Южно-Сахалинска.

официальный сайт администрации г.Корсаков
К городу с севера и с востока подступает холмистое Корсаковское плато, поросшее хвойно-широколиственными лесами (пихта, береза, лиственница, ель, дуб, ясень, сахалинский бархат, орех Зибольда и др.). Деревья в лесах нередко перевиты лианами (лимонник, актинидия и др.). К востоку от города расположены живописные озера Тунайча, Большое Вавайское, Буссе и множество других, являющихся хорошими местами для рыбной ловли и охоты. На озере Тунайча расположен Дом рыбака и охотника "Бирюсинка".

Корсаков основан в 1853 г. экспедицией Г. И. Невельского как военный пост Муравьевский. Это самое старинное поселение области. В 1854 г. в связи с англо-французской агрессией на Дальнем Востоке пост Муравьевский был эвакуирован, восстановлен в 1869 г. под названием "пост Корсаковский", в честь генерал-губернатора М. С. Корсакова. Во время каторги 1869-1906 гг. пост был центром округа, включающего всю южную половину острова. За годы существования Корсаковского поста здесь побывали многие русские ученые и исследователи (академик Л. И. Шренк, агроном М. С. Мицуль, географы И. С. Поляков и А. М. Никольский, адмирал С. С. Макаров и др.). В сентябре 1890 г. Корсаковский пост посетил А. П. Чехов. До сих пор в городе сохранилось несколько старых домов, которые, по всей вероятности, посещал писатель, проводя перепись населения Сахалина. Во время русско-японской войны 1904-1905 гг. корсаковцы первыми приняли на себя удар превосходящих сил противника. Несмотря на стойкую оборону, слабовооруженные отряды защитников города вынуждены были отступить. В честь моряков-десантников, отдавших свои жизни за освобождение города в 1945 г., в центре Корсакова в 1949 г. сооружен обелиск.

Корсаковский морской порт - один из четырех незамерзающих портов Сахалинской области, его по праву называют "Южными воротами Сахалина". К причалам порта ежегодно швартуются сотни судов. взято отсюда

Отрывок из книги А.П.Чехова "Остров Сахалин": "Мы обогнули Крильон и вошли в залив Аниву 12 сентября перед полуднем; виден весь берег от одного мыса до другого, хотя залив имеет в диаметре около 80—90 верст[4]. Почти в средине полукруглый берег образует небольшую выемку, которая называется бухтою или губою Лососей, и тут, у этой губы, находится Корсаковский пост, административный центр южного округа. Пост имеет с моря приличный вид городка, не сибирского, а какого-то особенного типа, который я не берусь назвать; основан он был почти 40 лет назад, когда по южному берегу там и сям были разбросаны японские дома и сараи, и очень возможно, что это близкое соседство японских построек не обошлось без влияния на его внешность и должно было придать ей особые черты. Годом основания Корсаковского считается 1869 год, но это справедливо лишь по отношению к нему как к пункту ссыльной колонии; на самом же деле первый русский пост на берегу бухты Лососей был основан в 1853—54 гг. Лежит он в пади, которая и теперь носит японское название Хахка-Томари, и с моря видна только одна его главная улица, и кажется издали, что мостовая и два ряда домов круто спускаются вниз по берегу; но это только в перспективе, на самом же деле подъем не так крут".

Из Южно-Сахалинска в Корсаков ведёт отличное скоростное шоссе. При движении по знакам, времени на дорогу уходит 30-40 минут.
Это не стелла кривая, это объектив широкоформатный (12-24)
интересный материал об истории имени города Корсаков Корсаков разбросан по близлежащим сопкам. При подъезде к городу сварачиваем вправо, к обрывистомуу высокому берегу, откуда прекрасно видна основная часть города и его жизненно важный объект инфраструктуры - порт
Кладбище кораблей. Их подтащиди сюда и понемногу распиливают на металлолом
Трёхколейную железную дорогу вы можете увидеть только на Сахалине - это к старой японской узкоколейке добавляют ещё одну рельсу, получая нашу стандартную ширину колеи
Старых зданий советской постройки очень много. Это - 1951 года. Ещё был жив товарищ Сталин
А вот и японский деревянный дом. Наверное, один из совсем немногих сохранившихся на Сахалине
Остатки фундамента от какого-то японского сооружения. Судя по всему, здесь был храм.
Гостиница "Казачий хуторок". Вот так. Надо будет заехать как-нибудь на вареники.
Пейзажи почти деревенские
Раньше на Сахалине была развёрнута целая армия. Сейчас она "реформирована" до бригады, а многочисленные казармы постройки начала 1950-х гг. понемногу разрушаются и растаскиваются по кирпичику. Руины на фоне красивых цветов. С виду - Сталинград 1944 года, не иначе.
Сейчас Корсаков активно приводится в порядок. В ближайшие пару лет в городе произойдут серьёзные положительные изменения.Что интересно - здание администрации города можно назвать одним из самых скромных по дизайну и отделке в области.
Напротив администрации города - строгий и красивый памятник павшим в боях при освобождении Сахалина от японских милитаристов. Кто не помнит прошлого - не имеет будущего.
Своими довольно крутыми подъёмами и спусками, утопающими в зелени узенькими тихими улицами и низкими старыми постройками Корсаков сильно напоминает города Кавказских Минвод, вроде Кисловодска или Пятигорска. Ассоциации завершают уютные кафешки и столовые, в которых вкусно и плотно поесть можно за вполне вменяемые деньги. Не дороже, чем в том же Пятигорске.
Корсаковцы ходят мимо японских артефактов и не замечают их
Про пирамиды майя читали когда-нибудь? Вот, в Корсакове есть нечто похожее, только японской постройки. Лестница к храму.
В советское время примерно на месте храма построили красивое здание мореходки, которая подготовила несколько поколений моряков для Корсакова. В 1990-х годах эта мореходка, как и многое другое, оказалась не нужной.
Рядом - какие-то бараки. Даже с разрешенной мореходкой это выглядит крайне дисгармонирующе
Поднимаемся на бывшую смотровую площадку над городом. Вид отсюда замечательный
Во-он она где, эта площадка - на левом крае сопки над городом
Яхты возле пирса
Реконструкция центральной части города. Здание японской постройки
Кирпичные здания. Тоже японцы строили.
Новое здание корсаковской таможни
поднимаемся на сопку над портом. В глаза бросаются свежепокрашенные здания с новыми крышами. Корсаков быстро меняется.
Едем дальше, к выезду из города. Новая дорога и жилые дома
Старые дома к зиме готовят - конопатят по стыкам панелей
в городе часто можно встретить наследие не только японского, не и советского прошлого
Вот, типография. Наверное, примерно в такой для Чехова печатали анкетные карточки для проведения переписи
и такие жилые дома есть в Корсакове
Взлётная полоса старого японского аэродробма для малой авиации. Длина бетонной взлётной полосы - 1 км 150 метров
а вокруг - безмятежная красота...
едем дальше, на юг...
В Корсакове расположены несколько заводов по переработке рыбы и морепродуктов, рыбодобывающие предприятия, морской торговый порт, завод по производству агар-агара. Ранее действовали База океанического рыболовства, фабрика гофрированной тары. Вблизи города действует крупный завод по сжижению природного газа с причальным комплексом (единственный в России; введён в эксплуатацию 18 февраля 2009 года в рамках энергетического проекта «Сахалин-2»). Туда мы и направляемся дальше.

завод СПГ, вид с моря
завод СПГ, вид из космоса
подъездаем к заводу. Дорога великолепная
Небольшой участок дороги непосредственно у завода гравийный. От проездающих машин пыль поднимается столбом, что резко снижает видимость
за заводом вдоль трассы, с левой стороны, расположены яркие сопки. А справа - начинаются красивейшие и практически безлюдные пляжи
В высокой стране сначала находим остатки японских фундаментов, после чего выходим на "эхо войны" - старый японский ДОТ. Что интересно, со стороны моря у него нет фронтальной амбразуры. Зато на десантоопасном направлении есть почти скрытая травой амбразура для ведения фланкирующего огня. Японцы были горазды на фортификацию и ДОТов на побережье у них было закопано очень много. Наши строители их откапывают до сих пор и иногда - в самых неожиданных местах.
Дальше наш путь лежал на юг, в сторону окончания правой нижней части "хвоста" Сахалина. Но об этом - в другом материале