Прошло совсем немного времени с того момента, как на страницах «МастерРужья» мы рассматривали различные приспособления для заточки. 

В прошлый раз мы познакомились с российским мастером-кустарём Юрием Тамазиным и его уникальными заточными станками. Казалось бы, ну что могло произойти нового за столь короткий срок и в такой достаточно консервативной области, как заточка? 

Оказывается, произошло. И много интересного: Юрий выпустил целую гамму совершенно новых и интересных моделей. Надо отметить, что промышленности такие темпы внедрения новинок даже не снились, а инженеру-одиночке это оказалось вполне выполнимым. 

В этом мне видятся хорошие перспективы именно малого бизнеса, который гораздо быстрее и гибче реагирует на современные рыночные условия, где спрос диктует предложение (хотя Юрия бизнесменом назвать сложно). 

Сегодня разговор снова пойдёт о заточных станках серии «Ермак». В прошлый раз мы закончили статью рассказом о дизайнерской версии станка Ермак-4B&W.


Ссылка на сайт
ЕРМАК-ЛАЗЕР

 


А буквально через месяц после выхода статьи появилась следующая модель – «Ермак-5 мини». Основная задача этой, более продвинутой модели, была преемственность и возможность апгрейда четвёртой версии до пятой с минимальными затратами, с использованием элементов предыдущей версии. 

В этом немаловажном факте прослеживается не просто генерация новых идей, но и забота о пользователях, уже имеющих предыдущие модели.





Как видно по фотографиям, эта модель уже существенно отличается по функционалу и возможностям, но содержит один из основных компонентов предыдущей модели – колонну регулировки угла заточки. 

Если в предыдущей версии контроль угла заточки выполнялся либо с применением электронного угломера либо с помощью калиброванных уголков, то здесь воплощена в жизнь совершенно иная систем. Она упрощает эту процедуру и избавляющую пользователя от необходимости возиться с уголками или приобретать недешёвый угломер. 

Более подробно на технике установки угла мы остановимся при рассмотрении наиболее продвинутой версии станка, но об этом чуть позже. Поскольку для станка «Ермак-4» выпускались колонны двух размеров (200 и 300 мм), то вполне логичным было бы выпустить две новых версии станка: «Ермак-5 мини» и «Ермак-5 макси».





Общий принцип работы обеих «пятерок» одинаков, отличия только в размерах и возможностях для версии «макси» разместить для заточки более крупный инструмент. Что немаловажно, на обеих версиях станков уже можно затачивать не только ножи, но многие другие инструменты, например - ножницы. 

Теперь максимальный угол заточки достиг 90 градусов, что позволяет существенно расширить ассортимент затачиваемого инструмента. Проще говоря, «Ермак» стал более универсальным приспособлением, полезным в любом хозяйстве.

Однако мысль Юрия не стояла на месте. И результатом процесса непрерывного движения вперед стала модель «Ермак-6». Пожалуй, на этой модели нужно остановиться более подробно, ибо он вобрала в себя все, наиболее интересные мысли автора, могущие быть реализованными в жизнь на сегодняшний момент. 

При этом перерыв между 5-й и 6-й версиями был самым продолжительным, что и обусловило появления этой, не побоюсь этого определения, совершенной конструкции.





В данном случае мы рассмотрим дизайнерский вариант станка «Ермак-6_наска». Приставка «наска» означает нанесённый на поверхность акрила лазерный рисунок, ассоциативно напоминающий геоглифы в пустыне Наска. 

Это придает станку весьма футуристичный вид, хотя выпускается и обычная версия. Как видно на фотографиях, теперь станок имеет совершенно новую колонну, обладающую уникальными свойствами: сейчас колонна стала телескопической. 

Это устраняет необходимость приобретения колонн разной высоты для выполнения разных задач. И в то же время, в сложенном виде станок становится очень компактным. Диапазон регулировки самой колонны по высоте - от 200 до 300 мм. Как раз по аналогии с предыдущими вариантами колонн.





И сам механизм плавного подъема стал совершенно другим - более жестким, хотя и старый не страдал люфтами. Но этот «подъёмник» еще интереснее. Во-первых: теперь он имеет два ходовых винта, которые вращаются абсолютно синхронно, благодаря жесткой шестеренчатой передаче. 

Во-вторых: сама передача (по умолчанию) имеет коэффициент 1:3, что позволяет поднимать и опускать сам узел штока, при необходимости, гораздо быстрее. Один оборот ведущей шестерни равен трем оборотам ходовых винтов. При резьбе М6х1 - это 3 мм за один оборот. В то же время, это никак не сказывается на плавности хода. 

Для быстрого подъема можно крутить за большую шестерню. Для этого в ней предусмотрены отверстия под пальцы. Однако, если нужно, то можно очень точно и плавно регулировать шток вращением за любую из двух малых шестерен.

Здесь нужно отметить, что коэффициент передачи механизма подъема может быть выполнен любым, по запросу. Можно и 1:1, и даже с понижающим коэффициентом. Мастер сделал коэффициент, как мне кажется, наиболее удачным, но, тем не менее, предоставив возможность для альтернативы.





Пары трения те же: латунь/нержавейка, только теперь вместо втулки стоят квадратные гайки, положением которых легко выбирается даже самый малый вертикальный люфт. Сами валы также вращаются на шариковых подшипниках закрытого типа.

Конструкция наклонного стола взята от «версии 5» с некоторыми изменениями: увеличена возможность крепления широких клинков, уменьшена высота барашка чёрного упора, для более комфортной работы на малых углах, и передняя перегородка жёсткости сдвинута чуть вперед - точно в центр тяжести всего аппарата. 

Теперь она еще и выполняет функцию ручки переноски станка, что оказалось весьма и весьма удобно, и совсем не лишне. Станок очень комфортно переносится за неё, при этом лежит в руке совершенно ровно. Это потребовало изготовление пары прототипов, пока точно не был найден центр тяжести.








В остальном, что касаемо возможных углов заточки, то станок полностью перекрывает возможности версии "Ермак 5-maxi". При этом смотрится гораздо гармоничнее и, в сложенном виде, занимает меньше места по высоте (это немаловажно при хранении станка в квартирных условиях). 

Система точного выставления угла заточки такая же, что и в «версии 5» - с применением двух пузырьковых уровней. Работает эта система таким образом, что для точного выставления угла заточки теперь не требуются никакие дополнительные приспособления.

Нужны ли станку регулируемые ножки? Кто-то работает на практически горизонтальных поверхностях и это не актуально. Однако, согласитесь, ситуации бывают разные. Поэтому станок легко может быть снабжён регулируемыми ножками. Мелочь? Да. Но именно благодаря вниманию к таким мелочам и появляются лучшие конструкции.


 




Алгоритм работы 

На первый взгляд – всё непонятно и сложно. Но это до получения первого опыта работы с «Ермаком-6». Потом всё оказывается проще простого. Берёмся за серьёзное дело - точить нож. Перед началом работы достаточно выставить в горизонтальное положение пузырьковый уровень, вмонтированный в основание станка. Затем нужно установить клинок на магнитные держатели, а камень - в штоковые зажимы. 

Далее кладём камень плоскостью на середину режущей кромки клинка и устанавливаем уровень, расположенный на зажиме штока, так же в горизонтальное положение. 

После этого угол заточки, установленный наклонным столом, точно соответствует заданному. В случае замены камня на более тонкий или толстый, нужно просто заново скорректировать подъемным механизмом колонны положение штока до горизонтального по уровню.

Новый тип колонны также может быть предоставлен для апгрейда предыдущих моделей станков, начиная с версии «Ермак-2».

Как и полагается творческому человеку, Юрий не смог обойти вниманием новую модель и сделал в дополнение к ней несколько дизайнерских версий станка «Ермак-6», которые, впрочем, отличаются не только внешним видом. Остановимся на них чуть более подробно, ибо они того заслуживают.


Ермак-6
Сатурн-триколор




Думаю, из названия уже понятно, что здесь станок выполнен в цветах Российского флага. Как видим, здесь станок уже имеет две быстросменных колонны, причём одна из них совершенно нового типа, благодаря чему станок в названии и имеет приставку «Сатурн». Чем она интересна:

 1. Данная колонна получилась более технологичной и симпатичной. И более жесткой. Если в колонне старого образца все же присутствовал минимальный необходимый люфт для работы ходовых винтов, то здесь его нет вообще.

 2. Перемещение штока по высоте происходит значительно быстрее, однако здесь уже нужны две руки: одна крутит верхнюю шестеренку, другая - фиксирует колонну стопорным винтом. Хотя, если отрегулировать стопорный винт как легкий тормоз, то вполне можно обходиться и одной рукой.

 3. Эта конструкция колонны позволяет минимизировать изменение (увеличение) угла заточки по мере приближения к кончику лезвия. Происходит это за счет увеличения расстояния (при перекосе штока относительно центра) от точки вращения до кончика клинка. При этом расстояние до основания уменьшается. 

Однако, при такой конструкции, при перевороте клинка, нужно перекладывать штурвал в другую сторону. Конечно, полностью устранить эффект изменения угла данная конструкция не может, однако она его снижает в разной степени, которая зависит от величины перепада точек режущей кромки (РК) по высоте.

 4. Еще, смещение оси вращения штока вдоль РК позволяет уже в значительной степени облегчить работу с камнем в области тупья у основания лезвия. Конечно, попадается такая форма тупья (очень пологая) с которой и данная конструкция не справится, но это бывает не так уж и часто.

Станок может комплектоваться как одной колонной на выбор пользователя, так и двумя сразу. В дополнение к данным версиям, станок по желанию комплектуется третьей промежуточной опорой, которая существенно облегчает заточку очень тонких и длинных слайсеров. 

Смена колонн происходит одним легким движением, достаточно только чуть ослабить боковые барашки. Их не нужно перевинчивать на другую колонну, ибо каждая уже снабжена свои комплектом.

Ну и конечно нельзя было проигнорировать успешное дизайнерское решение, принятое еще в 4-й версии станков «Ермак»:


"Ермак-6_Сатурн_B&W"

 


На мой взгляд – это самая красивая версия станка на сегодняшний день. Правда, только на сегодняшний. Ибо Юрий, несмотря на вроде как достигнутое совершенство 6-й модели, уже работает над совершенно новой моделью станка. На мой вопрос, что интересного нас ждет в новой версии, он только улыбнулся и сказал: увидите! Что ж, подождём, всему своё время.

Резюмируя,  в очередной раз хочется особо подчеркнуть, что, наверное, только в России мастер-самородок может полностью самостоятельно разработать и «на коленке» запустить в серию сложное и безупречное по качеству приспособление для точной работы. И делать своё дело без помпезности и фантазийной рекламы.






Статья опубликована
в журнале "МастерРужьё", 
декабрь 2013 года