Юрий Максимов
Фото автора и Александра Иванова

К мясным блюдам полагается нож. Неважно, где вы будете есть мясо - в помпезном ресторане или в кочевом чуме. Некоторые народы Севера обходятся одним ножом. Но с вилкой всё-таки удобнее.

Европейские и русские традиции классической зверовой охоты донесли до нашего времени изысканную моду – использование специальных мясных гарнитуров во время приёма блюд из дикого мяса. 





Известный екатеринбургский мастер Денис Шефер снова удивил мир, на этот раз - эксклюзивным мясным гарнитуром. Слово «мир» я употребил не для красного словца – Дениса уже знают не только в России и Европе, и по ту сторону океана.

Своей новой работой, на которую ушло несколько лет напряжённого труда, Шефер призывает возродить традиции классической охоты. Той самой охоты, в которой процесс употребления добытой дичи должен быть столь же изысканным и красивым. Проще говоря, речь пойдёт о высокой культуре и уникальном изделии.  






История мясного гарнитура 
в России и в Европе

Охота издревле была любимым развлечением аристократов, которое эффективно сочеталось с подготовкой мужчин к невзгодам военных походов. Увлекались охотой и женщины, в том числе – русские императрицы Елизавета Петровна, Анна Иоановна и Екатерина Великая.

Охотничьими трофеями по праву гордились, а добытая дичь была главным блюдом королевских и княжеских пиршеств. Умелый охотник почитался как воин, а дикое мясо считалось полезнее и вкуснее мяса домашних животных.


 


Тема персональных охотничьих мясных гарнитуров зародилась примерно в 17 веке и развивалась на протяжении последующих столетий. В те времена охота и гастрономия были неразделимыми понятиями. Добытым трофеям отдавали честь утончёнными ритуалами, это была дань охотничьим традициям.

Вкушение блюд охотничьей кухни требовало соответствующего отношения, антуража и утвари. Это было время романтиков, мыслителей, созидателей и поклонников «правильной охоты» во всех её проявлениях. 


Несессер гарнитура «Royal», 
обтянутый крокодиловой кожей




В дореволюционной России гарнитуры такого рода были в ходу не только у охотников привилегированного класса, но и в повседневной жизни русских аристократов. Интересные мясные наборы можно увидеть в резиденции русских царей в Крыму и в других крупных российских музеях.

Наборы столовых приборов в виде ножа и вилки использовались и военными – в походных условиях. К примеру, гарнитур из ножа и вилки в тканевом чехле был у Кутузова. 


Гарнитур «Royal» 
на разделочной доске




В Европе мясные гарнитуры изготавливались практически во всех странах. Но наибольшую известность получили изделия от законодателей охотничьей моды – англичан, немцев и французов. И по сей день в России можно найти объявления о продаже недорогих гарнитуров европейского производства.

Как правило, это наборы производства конца 19-го или начала 20 вв., весьма примитивные по исполнению и неказистые внешне. В нашу страну такие вещи попадали или до революции 1917 года или в виде трофеев после ВОВ. 






Эволюция Шефера.
От охотничьих ножей к столовым гарнитурам

Гарнитур «Royal» («Королевский») известный ножевой мастер Денис Шефер задумал ещё несколько лет тому назад. Как-то он ехал в выходной день в мастерскую, и размышлял о перспективной выставке в Атланте.

Тогда он лишь хотел передать будущий гарнитур с российскими участниками на экспонирование. Денис и не думал, что пройдёт всего два года и он будет лично представлять Россию за океаном, на той самой выставке.


Денис Шефер 
за работой в своей мастерской




Шефер давно перерос стандарт типовых и серийных изделий. Совершенствуя свои навыки, примечая дельное у других и не давая спуску себе, он стал глубоко разбираться в нюансах, тонких до чрезвычайности. Что-то перестало его удивлять, многое стало удручать. Появился некий психоз в работе, нарастала тяга к созданию чего-то уникального, идеального во всех отношениях.

Это вело к моральному истощению, но было лишь неизбежной данью выбранному пути. Многие художники и представители творческой интеллигенции наверняка испытывали схожие чувства. 


Гарнитур «Royal» в промежуточном состоянии готовности, 2018 год. 
На штопоре ещё нет навинтовки




Шефер всегда был рядом с оружием, всегда им вдохновлялся. Как у многих ножевых мастеров, любовь к оружию у Дениса была заложена в детстве. Он уже тогда мечтал делать богато оформленные ружейные гарнитуры, дуэльные пары или нечто подобное. Но Шефер стал заниматься изготовлением ножей, в чём преуспел. Но идея создания утонченной эстетики не покидала его творческую душу.

Поиски привели к изготовлению эксклюзивных столовых гарнитуров, что было вполне закономерно. Идея возникла не на пустом месте, у неё были во всех смыслах богатые исторические предпосылки.

Именно такие персональные гарнитуры использовались аристократами прошлого в процессе охотничьих церемоний и были неотъемлемой частью оружейно-охотничьей культуры. Обойти стороной такую изысканную тему для Шефера было невозможно, это был прямой вызов амбициям и мастерству. 


Гарнитур «Эгоист», 
работа Д.Шефера




Первый мясной гарнитур Шефер сделал в 2015 году. Начало было удачным – набор «ушёл» с аукциона быстро и дорого. Вслед за ним мастер создал ещё 5 наборов.

В 2017 году я стал обладателем одного из них. Гарнитур был довольно необычным для России, Денис его изготовил в классическом европейском стиле – с рукоятями приборов из рога косули.


Гарнитур «Охотничий», 
мастер Д.Шефер




Ещё одним выгодным отличием этого гарнитура была его универсальность. Зубчики на лезвии ножа сделаны таким образом, чтобы они не тупились на твёрдой керамической поверхности. То есть – гарнитур можно было использовать и в «городских» условиях, на обычных тарелках.

И он блестяще показал себя не только за затраком в лесной избушке, но и в процессе поедания стейков в приличном обществе. Надо сказать, что представители этого общества каждый раз с трудом сдерживались от употребления ёмких выражений при восхищенной оценке эстетических и рабочих качеств набора.  


 Гарнитур «Европейский», принадлежащий автору статьи. 
 Мастер Д.Шефер




Но для Шефера первые 6 гарнитуров стали только промежуточным этапом, своеобразной разминкой перед по-настоящему сложной работой. Мастер понимал, что почти серийное изготовление наборов, пускай разных и не больше 1-2 в год, – это не совсем то, к чему он стремился.

Искомая планка находилась гораздо выше, но путь к ней лежал уже не только в технических аспектах (уровень мастерства Дениса к тому моменту позволял сделать комбинированное изделие любого уровня сложности), а в новых идеях, больше связанных с эстетическими нюансами. 






«Royal»:
гарнитур для мяса охотничий в несессере 

На новом этапе поиска вдохновения Денис посетил Эрмитаж и ряд других музеев. В какой-то момент он определился, что его «титульным» изделием будет набор для охотничьей трапезы, отличительными особенностями которого станет изощрённая сложность изготовления, богатое оформление в классическом стиле и расширенная комплектация.

Имеющийся опыт с одной стороны упрощал задачу, а вот с другой – создавал предпосылки для поиска новых, отнюдь непростых решений. Работа предстояла крайне сложная, кропотливая и тяжёлая психологически. Про финансовые издержки мастер тогда и не думал.


Шерстяной ридикюль 
для несессера гарнитура «Royal»




Гарнитур должен был состоять из ножа, вилки, тубуса с зубочистками, несессера с ложементами под приборы и ридикюля из шерстяной ткани с вышивкой. Продолжая изучать тему, мастер всё чётче представлял образы предметов будущего гарнитура, осмысливал варианты подбора материалов и технологию работы.

Точку в длительном процессе накопления мотивации поставило изучение дуэльных пар высшего разбора английской работы. Звёзды сошлись, образ окончательно сформировался.  
 
Концептуально Шефер решил создать во всех смыслах выдающийся столово-охотничий гарнитур премиум-класса. Это изделие без каких-либо скидок должно было стать одним из лучших в мире (а может, и лучшим).

Название тут напрашивалось само собой: "Royal". И уже только это не оставляло никаких шансов на компромисс ни в выборе материалов, ни в технологии изготовления, ни в качестве и изысканности оформления каждой детали будущего гарнитура.


Расширенный гарнитур на 3 персоны «Василисса», 
работа Д.Шефера




Задача была поставлена крайне амбициозная и чрезвычайно трудоёмкая. Ситуация, характерная для многих именитых мастеров, это морально-этический аналог Рубикона. Но тогда Денис не знал, сколько сил, средств и времени в итоге уйдёт на достижение этой цели. 

Выбор материалов для приборов был прост и сложен одновременно. В работу могло пойти только самое лучшее, а значит, без преувеличения, - собранное из различных точек России и всего мира.

Но такой «царский» подход не должен был снижать функциональности предметов гарнитура, который изначально был запланирован именно как рабочий инструмент, а не в качестве «полочника» или музейного экспоната.

Из широчайшего списка металлов был выбран лучший и наиболее эстетичный нержавеющий дамаск отечественного производства от «Zladinox». Заготовки приборов использованы цельнокованые на заказ из дамаскового пакета высокого качества. 






«Royal»,
как создавался шедевр

Работа над гарнитуром началась с металлообработки. После изготовления металлических частей приборов и их термообработки последовала кропотливая шлифовка, чередующаяся с многократным травлением.

Каждый цикл травления занимал порядка 40 минут. Потом следовала шлифовка и полировка, которая заканчивалась применением тончайшей алмазной пасты 3/2 и 1,0 микрона.


Шильдик 
с гравированной фамилией мастера




Перед травлением была сделана всечка клейма 24-каратным золотом. Объём кропотливой работы поражает: на выполнение одной только вилки у мастера ушло около 80 часов чистого времени.

В 2018-м году я был в Екатеринбурге, заезжал к Шеферу в мастерскую и имел возможность увидеть его во время работы – поверьте, это на грани нормального человеческого восприятия.


После расстёгивания несессера 
взгляду открывается ещё один стяжной ремешок 
и отделка «интерьера» в классическом английском стиле




Роскошь 
раскрытого несессера гарнитура «Royal»




В качестве основных предметов в гарнитур "Royal" входят нож, вилка, тубус с 3 зубочистками из разных материалов: из зуба кашалота, бивня мамонта и рога козерога.

Тело тубуса выполнено из эбенового дерева. Низ и верх тубуса сделаны из рога козерога, резьбовые соединения - из тонированной бронзы. Внутри торцы тубуса отделаны кожей нильского крокодила.

Нож и вилка выделяются проставками с декоративными проточками, которые выполнены из рога козерога. Рукояти приборов сделаны из капа аризонского железного дерева и отличаются сложной, но изящной геометрией и великолепной обработкой.


Как и все изделия Шефера, 
гарнитур «Royal» снабжён именным сертификатом




Гарнитур имеет в комплекте два дополнительных предмета. Первый – это штопор, который выточен вручную из цельной стальной заготовки.

Второй - кисть для смахивания пыли с горловин бутылок коллекционных вин, хранимых в старинных погребах. Кисть выполнена с максимальной детализацией отделки.

В представлении мастера данный гарнитур является изысканным прочтением личной гастрономической эстетики в расширенном понимании -  от охотничий до светской. А если точнее, от чисто охотничьей до утончённой винно-мясной - для лиц, лиц ценящих высокую гастрономию. 


Золотое клеймо мастера на больстере прибора, 
выполненное техникой всечки




Несессер гарнитура выполнен из высококлассного чепрака и обшит кожей нильского крокодила. Ридикюль под несессер пошит из натуральной шерстяной ткани с вышивкой.

С учётом красоты и ценности крокодиловой кожи, ридикюль одновременно выполняет функцию стильного аксессуара и защитного чехла.


 Оформление торцов рукояти штопора из гарнитура «Royal»,
 синий кружок – это торец оси из тимаскуса (титанового дамаска)





 Штопор из гарнитура «Royal» крупным планом




Гарнитур укомплектован доской-тарелкой из ореха наивысшей категории, который обычно применяют при изготовлении эксклюзивной мебели и лож ружей высшего разбора. Ремешки, которые удерживают приборы в ложементах, имеют сложную геометрию и тоже отделаны кожей крокодила.

Ремешки прошиты вручную натуральной льняной нитью с шагом стяжка 2,7 мм. В ложементах расположено 6 ремешков, ещё 3 ремешка выполняют функцию фиксации свёрнутого несессера. 


Доска-блюдо для гарнитура «Royal» 
в чехле из натуральной кожи




Набор находился в работе около 2-х лет. Только работа над несессером заняла 1,5 месяца чистого времени – это в среднем по 12 часов в смену.

Только на отделку и финишную обработку отверстий в ремешках потребовался полный рабочий день – от заката до рассвета, без перерыва. Наибольшее время заняла перетяжка кожей крокодила, отделка торцов, прокраска, мелкая проработка каждого элемента.

Особая сложность - это выполнение ложементов. Много сил и времени у мастера отняла отделка мелочей. Изготовление штопора заняло более 100 часов чистого времени. Это была уже вторая попытка - первый штопор был выброшен из-за несоответствия требованиям к качеству исполнения и отделки.

На работу над вилкой и ножом в общей сложности ушло почти 200 часов (для сравнения: на изготовление одной винтовки Мосина в 1943 году уходило около 18 человеко-часов). 


Кисточка 
для сметания пыли 
с горлышек винных бутылок




Были и проблемы. Изначально шкура крокодила была заказана большого, нужного размера. Но из-за обнаруженных на лицевой стороне шкуры прижизненных шрамов было принято взвешенное решение заменить дефектную заготовку на другую, более качественную. На это ушло дополнительное время и, конечно, были потрачены незапланированные средства.

Вообще в процессе изготовления гарнитура «Royal» Д.Шефер «на круг» израсходовал около 110 тысяч рублей – на материалы и некоторые субподрядные работы высокого класса. На мой вопрос о том, сколько может стоить этот гарнитур, мастер ничего не ответил.

Главным результатом этой титанической работы было достижение поставленной цели. По любым меркам чрезвычайно высокой, но, как оказалось, всё-таки достижимой. 


Персональный 
охотничий гарнитур «Royal»





Гарнитур "Royal"
как личный вклад в возрождение 
российской охотничьей культуры

На мой взгляд, идея Шефера с созданием уникального гарнитура заключалась в попытке вдохнуть в современный мир частичку прошлого, красивого и романтичного времени. Мастеру, который сам по себе лиричен и хорошо образован, захотелось вернуть внимание людей к традициям, культуре ушедшей эпохи.

Той самой эпохи, в которой ценящие себя эстеты могли польстить себе фактом владения изысканными, во всех отношениях уникальными вещицами. Хотя на самом деле тут мало что изменилось: именно такие аксессуары во все времена позволяли людям чувствовать себя обособленными, утонченными натурами. 


Расширенный гарнитур на 3 персоны «Василисса», 
работа Д.Шефера




Такие вещи чаще всего могли похвастаться длинной и насыщенной историей. Со временем, переходя из рук в руки или передаваясь по наследству, редкие и дорогостоящие изделия становились родовыми реликвиями и музейными экспонатами.

Благодаря неравнодушным государственным деятелям и усилиям частных коллекционеров мы имеем возможность любоваться в музеях произведениями искусства оружейно-охотничьей направленности. Теперь это объекты национального культурного наследия.

У изделий Дениса Шефера есть все шансы со временем стать легендами на уровне ножей Егора Самсонова.


Гарнитур «Эгоист», 
работа Д.Шефера




 
Статья опубликована в журнале "Мастер-Ружьё"
в октябре 2019 года (
№271)