В наше непростое и крайне динамичное время, когда среди предметов человеческого обихода практически не остается «одушевленных» вещей, большое значение и однозначную материально-психологическую ценность приобретают наследственные и приобретенные раритеты и различные предметы антиквариата.
И никто не будет отрицать, что из всего огромного разнообразия сохранившихся до наших времен старинных предметов ручной работы, самым волнующим и характерным для своей ушедшей эпохи, является оружие.
Холодное или огнестрельное, охотничье или боевое, старое оружие обладает сильнейшей энергетикой и притягательностью, способной потревожить воображение даже далекого от прекрасного мира оружия «книжного червя».
Ружье мастера Ф.Мацки
И, несмотря на все разнообразие предпочтений, даже из живописнейшей палитры раритетного оружия, своей неповторимостью и изысканным изяществом резко выделяется классическое охотничье оружие.
История великодушно донесла до нас не только красивые легенды и предания, но и великолепно сохранившиеся образцы редчайших моделей великих мастеров прошлого. Созданные век-полтора назад, эти ружья сохранили свою функциональность и неповторимую в наш техногенный век красоту и гармоничность.
В России, всегда являющейся имперской державой и содержащей огромную армию, развитию фабрикации охотничьего оружия, на государственном уровне, традиционно уделяли не особо много внимания.
Но, вопреки всему, и на Русской земле всегда были легендарные мастера, во многом определяющие развитие конструктивной и художественной оружейной мысли.
Одним из таких неординарных мастеров, является широко известный, во всем оружейном мире, Франц Осипович Мацка.
Ружье мастера Ф.Мацки
При всем обилии исторической информации на оружейную тематику, материалов про русских оружейных мастеров всегда было до обидного мало. Классические труды В.Е.Маркевича, С.А.Бутурлина и др., предлагают весьма лаконичные данные по данному вопросу.
Компилятивная информация, собранная из различных источников, порой обладает довольно-таки весомым недостатком – противоречивостью данных.
Поэтому, когда мне понадобилась теоретическая база для описания впервые увиденного уникального ружья работы Ф.Мацки, остро встал вопрос поиска достоверного и компетентного источника информации.
Ружье мастера Ф.Мацки,
дульные срезы стволов
Как оно часто бывает, помощь пришла очень кстати и довольно неожиданно. Зимой 2005 года, будучи на выставке «Охота и рыболовство на Руси», мне посчастливилось познакомиться с Юрием Шокаревым, одним из ведущих специалистов в области русского охотничьего оружия.
Ю.Шокарев, имея большой стаж работы в Историческом музее, несколько десятков (!) лет посвятил написанию уникальной книги-справочника «Русское охотничье оружие, мастера и фирмы».
Эту книгу с нетерпением ждали коллекционеры, музейные работники, историки и все, кто интересуется интереснейшей историей русского оружия.
Экземпляр этой книги, украшенный автографом автора, и стал основным теоретическим источником информации, послужившей, с любезного позволения Ю.Шокарева, основой при написании исторической части настоящей статьи.
Ружье мастера Ф.Мацки
Историческая справка
Мацка Франц Иванович (Осипович), чех по национальностии, жил и работал в России. Оружейник-штучник, имел мастерскую в г. Петербурге, на Кабинетской, 12.
Рабочую деятельность начал в 1883 году, у знаменитого мастера Н.Гонно, оружие которого порой превосходило по своим характеристикам работы английских оружейников.
Ружье мастера Ф.Мацки,
подушки стволов
Умер Мацка, по разным данным, в 1906 или в 1907 году. Изготовлял исключительно заказные штучные ружья высшего класса ценой 350-450 рублей.
Стволы и замки, как оно было принято у мастеров-штучников того времени, выписывал из-за границы. Как правило, стволы ему поставляли лучшие европейские ствольщики – Л.Бернар и Кильби.
Ружье мастера Ф.Мацки,
казенники стволов,
элемент запирания
Сборку и отладку оружия Мацка производил самостоятельно. В год делал около 15-20 ружей, всего произвел около 380 экземпляров.
Изготовлял ружья системы Ивашенцова. Мелкосерийное производство уникальной двустволки 20 калибра конструкции Ивашенцова на Тульском заводе стало возможным исключительно благодаря мастерству Ф.Мацки, сумевшему реализовать в металле новаторские задумки известного оружиеведа.
Ружье
мастера Ф.Мацки
Обращался к Мацке и С.Бутурлин, которому мастер изготовил сконструированный легендарным оружиеведом уникальный штуцер 24 калибра со сверловской «парадокс». Такую сверловку тогда еще никто не делал, но к 1900 году Мацка прекрасно справился с поставленной сложнейшей задачей.
За всю свою рабочую деятельность мастер создал около 380 (по некоторым непроверенным данным – около 420) ружей, выпуская не более 15-20 ружей в год.
Мацка никогда не гнушался работы, и, помимо общего руководства мастерской, лично стоял за станком, обдумывал конструкцию и отделку оружия.
Все оружие мастера отличают безукоризненная подгонка деталей, прочность, добротность и великолепный бой. Из ружей, созданных Францом Осиповичем, стреляют до сих пор.
Ружье
мастера Ф.Мацки
Ружья Ф.Мацки – это часть нашей технической культуры и истории, поэтому Московский Исторический музей хранит и собирает оружие этого мастера.
На сегодняшний день в коллекции музея имеется 5 экземпляров охотничьего оружия работы Ф.Мацки. Сколько его ружей находится за рубежом, в частных коллекциях, сколько используется охотниками на территории России и сколько безоглядно уничтожено – никто уже не может сказать.
Мне довелось увидеть достаточно большое количество уникальнейших ружей, безжалостно приведенных ЛРО в состояние массо-габаритного макета или просто невежественно угробленных нерадивыми хозяевами, что бы быть достаточно пессимистично настроенным в отношении количества сохранившихся экземпляров ружей с простым и волнующим клеймом «Ф.Мацка».
Но, не все так плохо в этом мире, и подтверждением этому является элегантная двустволка, которую вы видите на фотографиях. Это старое ружье, при первом ленивом взгляде, вряд ли могло бы привлечь особое внимание, если бы, помимо некоторых явных признаков штучного ружья, на нем не стояли неприметные клейма Ф.Мацки.
Ружье мастера Ф.Мацки
Удивительно,
но это действительно Мацка!
Признаюсь, даже старые английские двустволки высшего разбора не вызывали у меня такого волнения, как это ружье.
В принципе, это и неудивительно, так должно быть. Ведь я русский человек, живу и буду жить в России, и меня всегда больше волновали история и будущее моей страны, чем какой-то там Англии.
Ружье мастера Ф.Мацки,
затыльник приклада
На огромной территории нашей великой страны, во владении охотников и коллекционеров, находится невообразимо большое количество уникального и редкого оружия. Сибиряки, охотники Дальневосточного Приморья и Северного Кавказа порой промышляют с такими раритетами, что только за голову хватаешься.
Особенно, когда видишь, как неокованными затыльниками прикладов ружей знаменитых мастеров охотники добивают дичь, ломая шейки лож, стреляют черт знает чем и с непомерными навесками, разбивая и жестоко изнашивая воплощенные в металл частицы истории.
Ружье мастера Ф.Мацки,
розетка пистолетной рукояти приклада
Понятно, что промысловику плевать, из чего он стреляет – из дешевой валовой «берданки» Сестрорецкого завода, современного ижевского ИЖ-27 или «англицкого» «Пердея» 19 века, за которого удавился бы любой солидный коллекционер.
И к тому моменту, когда обладатель неординарного ружья с неподдельным изумлением узнает, чем это он только что забивал в колоду клин цепка беличьего капкана, раритетный экземпляр уже годится только как живописное украшение бревенчатой стены охотничьего балагана.
Ружье мастера Ф.Мацки,
ствольная антабка
Говоря об использовании приклада ружья в качестве обуха охотничьего топорика или последнего видения раненого зверя, я отнюдь не гиперболизирую.
Сейчас у меня на столе лежит затыльник приклада столетней «фроловки», который, пожалуй, повидал на своем веку больше, чем порой выпадает хорошему молотку.
А сколько я видал прикладов, лихо сломанных об головы несчастных животин и, что бывает не немногим реже – о головы не в меру ретивых охотничьих собак.
Ружье мастера Ф.Мацки,
антабка приклада
Про залихватское захлопывание стволов при заряжании, бездумное щелканье курками в холостую, несвоевременный и небрежный уход, увлечение непомерными навесками заряда и снаряда – и говорить не хочется. Современные рядовые ружья, при таком отношении, умирают очень быстро – десяток-другой годков и все.
А творения знаменитых мастеров порой выдерживают бесконечно долго, буквально вечно, если говорить о сотне лет эксплуатации, но и они в итоге изнашиваются и находят свой последний приют в крышке люка канализации или каркасе парковой скамейки.
Потому-то и спирает дыхание, когда берешь в руки легенду и понимаешь, что это ружье, несмотря на свою долгую и трудную жизнь, еще готово послужить, и достойно как королевской охоты, так и витрины государственных музеев.
Ружье мастера Ф.Мацки,
предохранитель
На этот раз дыхание у меня сперло не на шутку – характерная оковка затыльника приклада, полупистолетная ложа с резной розеткой, дизайн антабок и неприметные клейма «Ф.Мацка», в совокупности с заказными крупповскими «тремя кольцами» и всё подтверждающим номером, - все это говорило об весьма и весьма удачном дне. Сомнений не оставалось – Мацка!
Ружье
мастера Ф.Мацки
Ружье имеет классическую компоновку и конструкцию – горизонталка 12 калибра, патронники 70 мм, внутренние курки на боковых досках, два спусковых крючка, предохранитель на шейке ложи. Цевье с удобной кнопочной защелкой, очень характерной для своего времени.
Если принять во внимание номер оружия, общее число выпущенных ружей с клеймом мастера Мацки и количество выпускаемых в год ружей, то можно ориентировочно назвать год выпуска нашего экземпляра – примерно 1904 год.
Ружье
мастера Ф.Мацки
Вес ружья около 3.1 кг, общая длина - 1170 мм, длина стволов – 750 мм. Расстояние от переднего спускового крючка до затыльника приклада – 355 мм, от заднего – 330 мм.
Ружье очень прикладисто, отлично развесовано, имеет удобную планку с классической мушкой, расположенной несколько дальше от дульного среза, чем мушки современных горизонталок.
При переламывании ружья приходится прилагать довольно значительные усилия. Характеристики спуска курков вряд ли особо отличаются от таковых у современных удачных экземпляров охотничьих двустволок.
Ружье
мастера Ф.Мацки
В целом, эргономика и удобство обращения с ружьем вряд ли сильно отличаются от характеристик дорогих штучных ружей современных мастеров. Удивительно, но за последние практически полторы сотни лет, в классическом охотничьем оружии, в целом, вообще мало что изменилось.
Вернее изменилось – делать оружие стали хуже, перестали вкладывать в работу душу, без чего оружие уже не имеет столь ценимого охотниками энергетического шарма. Но это уже характерно для практически любой сферы современного производства специфических товаров.
Ружье мастера Ф.Мацки,
клейма на стволах
На казенниках стволов, сверху, выбиты клейма «Ф.Мацка» - на левом стволе и «въ. ПЕТЕРБУРГ Р. .» – на правом.
На стволах под цевьем, великолепно сохранились клейма на немецком языке, одинаковые по содержанию и не требующие, для их расшифровки, особых познаний в немецком языке: «Special Gewehrlaut -Stahl-»; изображение трех двойных соединенных колец; «Fried. Krupp -Essen-».
Примечательно, что фирма старины Круппа указана именно с упоминанием его имени, чего, на немецких ружьях, не было уже, по меньшей мере, после первой мировой войны.
Три кольца, соединенных почти как 5 колец нашего мишки на московской Олимпиаде-80, освежающе действуют на любого охотника, хоть иногда просматривающего подшивки «Ах и Ох» и современную оружейную периодику.
На подушках стволов выбиты клейма 12 калибра и обозначения чоков.
Ружье мастера Ф.Мацки, к
леймо мастера на подушках ствола
Крупповские стволы вызывают некоторое удивление, т.к. я не встречал информации об использовании Мацкой германских стволов этой фирмы.
Ю.Шокарев уверенно пишет только о Бернаре и Кильби, но никак не о Круппе. Значит, круг общения Мацки был несколько шире, чем принято считать.
Крупповская сталь всегда считалась не самой плохой в оружейном мире, поэтому этот выбор мастера вполне адекватен имиджу мастера. И эта новая информация должна радовать, т.к. по крупице позволяет восстанавливать Русскую и мировую оружейную историю.
Ружье мастера Ф.Мацки,
гравировка колодки
Любопытна, хоть и не уникальна, система запирания ружья. Очень интересна и красива глубокая гравировка колодки, досок замков, розетки и спусковой скобы.
Как и полагается штучному ружью, наш экземпляр имеет очень необычно и красиво изготовленный затыльник приклада, крепящийся на 4 шурупа и имеющий контурную форму.
Металл затыльника так же гравирован. Свободная от металла центральная часть затыльника приклада имеет очень мелкую и неплохо сохранившуюся насечку.
Ружье мастера Ф.Мацки,
имя мастера на доске замка
Красиво и элегантно оформлено цевье. Хищной формы кнопка защелки, размещенная в переднем торце цевья, очень гармонично завершает линии этого элемента конструкции ружья.
А острые элементы витиеватые формы врезанных в дерево элементов прибора, характерные для ушедшей эпохи, добавляют ружью элегантности и налет романтической старины.
Ружье мастера Ф.Мацки
Наш экземпляр имеет достаточно хорошее техническое состояние. Незначительный горизонтальный и вертикальный шат стволов говорит о возможном злоупотреблении сильными зарядами и интенсивной многолетней эксплуатации.
С этим ружьем действительно много охотились, причем в суровых сибирских условиях, хотя оно выглядит на много лучше, чем рядовые современные ружья, имеющих значительный срок активного использования.
Ружье мастера Ф.Мацки
Каналы стволов имеют небольшую сыпь, но разгар снарядного входа незначителен. Механика оружия - практически в безупречном состоянии. Орех ложи и цевья пропитан, ложа имеет естественные, для рабочего ружья, царапины и незначительно повреждена в шейке.
Очень удобны и оригинальны антабки. Безупречен предохранитель. Ружье имеет отличный бой и вызывает самые теплые чувства, вызванные радостью знакомства с редчайшим образцом и гордостью за славное прошлое нашей Империи, которое оказывает влияние и на современный ход мировой истории.
Ружье мастера Ф.Мацки,
розетка крупным планом
Эпилог
Иногда приходится задумываться над тем, почему некоторые экземпляры оружия столь сильно воздействуют на человека. Особенно на охотника или просто стрелка, хотя бы поверхностно знакомого с историей развития огнестрельного (в нашем случае) оружия.
Ведь если взять два практически одинаковых ружья, одного года выпуска, но производства разных мастеров, всегда одно из них заставит сердце биться чаще.
Ружье мастера Ф.Мацки
Порой старое оружие оставляет столь сильное впечатление, что возникающую своеобразную эйфорию вполне можно сравнивать с эмоциональной природой человеческой любви. Именно так, не больше и не меньше.
Все владельцы оружия могут рассказать, какие переживания и томление они испытывали в ожидании покупки желанного ружья, как оно им снилось много раз подряд; как, через призму мучительного ожидания нового обитателя оружейного сейфа, может меняться мировоззрение человека.
Вряд ли в этом мире существует много вещей и явлений, могущих так мощно влиять на психику. Поэтому магическая сила старого оружия, а тем более оружия легендарных мастеров, вполне объяснима.
Ведь, если представить, сколько душевного тепла и кропотливого труда вложил мастер в свое творение, сколько позитивных эмоций счастливого и гордого хозяина запечатлено, потом, на и без того сильнейшую энергетику своего любимого ружья, вряд ли могут остаться сомнения и непонимание природы харизмы старого оружия.
Ружье мастера Ф.Мацки
Творений великих Мастеров осталось очень немного, история неумолимо движется вперед и такого оружия больше никто уже не сделает. Поэтому жизненно необходимо сохранять эти памятники истории и технической культуры, причем заниматься этим должно, в первую очередь, государство.
В заключение хотелось бы выразить надежду, что Ю.Шокарев прокомментирует вышеизложенный материал и, на основании изложенных фактических данных, поможет прояснить некоторые неясные моменты, в частности – установление личности заказчика представленного в статье ружья и точную дату его производства.
Ружье мастера Ф.Мацки,
общий вид
Статья была опубликована
в журнале "Калибр"
и в "Библиотечке охотника",
2006 год
Похожие публикации