Юрий Максимов
Фото Борис Рац

Ренессанс (Возрождение) - эпоха интеллектуального и художественного расцвета 14-16 вв., оказавшая значительное влияние на европейскую культуру. В эпоху Возрождения сложилось представление как о царящей в природе гармонии, так и о человеке как венце её творения. 

Я уже писал о проектах Олега Верясова, связанных с тотальной реставрацией и облагораживанием старых советских ружей. Я прекрасно осознаю причины диссонанса у некоторых охотников. Это связано с неприятием каких-либо украшательств «обычных» ружей, не имеющих отношения к ЦКИБу или категории Best.





В то же время я убеждён в том, что изначально хорошее ружьё-донор можно использовать для доведения до определённых кондиций, формат и уровень которых не противоречит здравому смыслу и классическим устоям. Проблема чаше всего кроется в мастерах и чисто технических вопросах. Но в нашем случае этот момент как раз решён на высоком уровне.

В нашей статье мы поговорим про то, как из обычного экспортного ружья Иж-58 можно сделать эксклюзивный и интересный экземпляр классической двустволки. 

  Олег Верясов





История ружья 
или о том, что легенды – это хорошо

Олег Верясов – поклонник ружей 16 калибра. И вот как-то раз ему предложили ружьё Иж-58 1967 года. Двустволка была экспортного исполнения и, со слов владельца, имела интересную легенду. Бывший хозяин ружья, нынечеловек уже преклонного возраста, купил это Иж-58 в Германии в период прохождения воинской службы. 





Понятно, что это было ещё во времена СССР. Привёз он его домой, отстрелял на стенде пару пачек патронов, почистил и убрал в сейф. Тогда многие охотники из крупных городов переходили на набиравший моду 12 калибр. Бывший военный оказался в их числе и обзавёлся другим ружьём.А оказавшееся не у дел Иж-58 долгие десятилетия просто хранилось в оружейном шкафу. 





История могла бы показаться надуманной, если бы не мой личный опыт. В своё время я купил для друзей Иж-26Е и ТОЗ-34 у одного 80-летнего дедушки, который приобрёл сразу два ружья ещёв начале 1970-х гг. «Вертикалка» после первой же стрельбы на стенде ему «не легла» и в итоге всю жизнь простояла в сейфе в сохране «нульц». А вот с Иж-26Е дедуля охотился всю жизнь, что, собственно, подтверждало и состояние ружей. 





В конце концов, покупают же люди послевоенные ружья в абсолютно новом состоянии, порой даже в родной коробке и окаменевшей заводской смазке. И кто знает, сколько ещё такого антиквариата лежит по антресолям да шкафам. Проблема тут чаще кроется в отсутствии документов и нежелании потомков владельцев старых ружей связываться с оформлением «найдёнышей». 





Впрочем, легенды – это лишь лирическое и отнюдь нелишнее дополнение к покупаемому старому ружью. Все мы хотим верить если не в чудо, то в исключительность своего оружия. А если легенда звучит правдоподобно и вдобавок может быть хотя бы отчасти подтверждена документально, тобольшего и не надо. 







Возрождение длиной 18 месяцев

Но вернёмся к Иж-58 и Олегу Верясову. После покупки любого ружья он всегда проводит отстрел по 100-дольным мишеням Зернова. Это хорошая привычка для любого охотника. Но для профессионала истинные параметры бой ружья имеют приоритетное значение. Нет хорошего боя – нет смысла возиться с какой-либо доработкой ружья.





Так вот, отстрел показал прекрасную резкость и равномерность дробовой осыпи на дистанциях до 35 м. Оценив все плюсы этого экземпляра (классныйбой, надёжный и технологически грамотно сконструированный механизм и ремонтопригодность), Олегом было принято решение в полном объёме доработать ружьё с точки зрения оружейнойэстетики. 




Потянулись долгие месяцы выполнения работ. После профилирования и шлифовки всех поверхностей была произведена гравировка металлических деталей ружья, включая шляпки и торцы винтов. Были изготовлены новые приклад и цевьё, заново покрыты «ржавым лаком» все металлические части ружья. Перечень выполненных работ займёт много места, но осознать количество вложенного труда поможет количество времени  - полтора года. Ровно столько времени ушло на работы.





Специально под ружьё по всем классическим канонамбыл сделан оружейный кейс. На мой взгляд, один только этот кейс, при изготовлении которого была использована кожа итальянкой выделки и английское сукно, является великолепным примером уровня мастерства его изготовителя.





В гарнитур вошли изготовленные в единственном экземпляре шомпол (материал: бронза, корневой орех и титан для «сердечника»), фальшпатроны с пружинным механизмом, благодаря которому можно регулировать силу сопротивление удару, охотничий нож (клинок из кованой стали D2, больстер из титана, рукоятка – из ореха ручной полировки). В комплект входит портмоне и специальный конверт под паспорт ружья. 





Совокупная стоимость всех работ безжалостно высока. Это объяснимо: квалификационный труд и цена качественных расходников и в России сегодня стоят дорого. Я понимаю, что многим читателям интересны конкретные цифры, поэтому приведу стоимость основных работ. Сложив всё вместе, вы при желании получите себестоимость проекта.




Итак, покупка ружья-донора - 35 тыс. руб., все работы по металлу (обдирка, шлифовка, полировка, фрезеровка газоотводных каналов, изготовление новых винтов, термообработка, оксидирование «ржавым лаком» английского производства, цветная калка спусковых крючков в светло-йодовый цвет, окрашивание торцов винтов и осей в сине-фиолетовый цвет) - 35 тыс. руб.,  гравировка - 65 тыс. руб., стоимость ореховой заготовки - 25 тыс., изготовление  приклада и цевья - 40 тыс., наборный шомпол с ручной гравировкой - 15 тыс., нож - 10 тыс., кейс - 70 тыс., фальшпатроны с сёдлами - 5 тыс. и портмоне - 2,5 тысячи рублей. Признаться, меня эти цены шокировали. Но и результат производит не меньшее впечатление.   





В результате проведённых работ ружьё приобрело шарм настоящего «штучника». Преобразившееся Иж-58 укомплектовано аксессуарами, которые подчёркивают его индивидуальность. Неудивительно, что ружьё было быстро продано. Теперь оно находится в коллекции охотника и ценителя классики Виктора Пономаренко.





Автор проекта – О. Верясов
Мастер гравер - А. Афанасьев.
Изготовление новых деревянных деталей и оксидирование - Игорь Геннадьевич В. (на Guns.ru известный под ником klasshanter).




Материалы, использованные в проекте:
- Корневой оружейный орех 9 класса.
- Пропитка ореха (шафтол)
- Бронза
- Титан
- Кожа производства Италии
- Сукно производства Великобритании





Заключение

Модель Иж-58 по праву считается одной из лучших советских моделей. Несмотря на стремление его создателей уйти от конструктивной и технологической сложности предыдущих моделей, Иж-58 получилось прочным, лёгким и ладным ружьём. Особенно ценятся первые выпуски этой модели, 16-го калибра. Ценители также охотятся за Иж-58 в более редком, 20-м калибре. 





У меня тоже есть Иж-58. Оно тоже из относительно ранних выпусков и тоже 16-го калибра. С ним я охочусь уже около 15 лет. Когда-то я предпринял попытку самостоятельной реставрации ружья – от «выведения» геометрии и перепокрытия колодки и стволов до изготовления новых приклада и цевья.





Но хотелось чего-то большего, да и «окончательное решение» этого вопроса было делом логичным и лично для меня принципиальным. В одном из ближайших номеров «МР» я расскажу о своём личном опыте реставрации и ремонта ружей на одном из лучших заводов России. И покажу, что из этого получилось. 





Проекты Олега Верясова я считаю одними из лучших отечественных, из имеющихся в открытом доступе. В этом я не одинок. В то же время я уважаю мнение противников облагораживания изначально рядовых ружей. 





Но место для дискуссий - на оружейных форумах. А эта статья была подготовлена для тех, кому не безразлична история отечественного охотничьего оружия. И для тех, кто ценит эстетку классики и с пониманием относится к ренессансу старых ружей.  





Статяь была опубликована в журнале "Мастер-Ружьё"
в феврале 2020 года


Хорошей вам охоты!