Порты-ковши острова Сахалин.
Наследие прошлого.
Юрий Максимов
фото автора
На Сахалине до сих пор сохранилось с полсотни интереснейших гидротехнических сооружений, оставшихся ещё с довоенного периода. В 1920-х-начале 1930-х гг. японцы построили эти небольшие порты, которые на Сахалине принято называть "ковшами". Наверное - из-за их небольших размеров. Всё побережье юга Сахалина было населено. И одним из основных занятий японцев было промысловое рыболовство, ради чего и создавалась соответствующая инфраструктура.
В настоящее время практически все "ковши" находятся в весьма плачевном состоянии, но всё ещё продолжают отчасти выполнять свою функцию - защиту маломерных судов от морской стихии.
Первый такой порт-ковш я увидел на острове Монерон. Он там сохранился почти полностью, за исключением одной взорванной стенки. Во время погружения с аквалангом мы обследовали это сооружение. Впечатляет. Особенно - подводная часть. Такое ощущение, будто "нырнул" внутрь старого советского фильма "Секретный фарватер". Помните такой? Кстати, книга ещё интереснее, рекомендую.
Один из буквально на днях попавших в объектив "ковш" находится на побережье Анивского залива Сахалина, практически у самого анивского маяка. Ковш и сейчас активно используется рыбаками (только, к счастью, нашими), чей стан находится на берегу около ковша. Над побережьем возвышаются сопки, поросшие густой травой и сахалинской достопримечательностью - "Медвежьей дудкой", порой достигающей более чем 2-х метровой высоты. Сахалин. Тут всё такое... гигантизм.
Когда-то стена ковша представляла собой мощный монолит. Время не пощадило железобетонную конструкцию и сейчас защитная стена сильно разрушена. Ткое ощущение, будто в стену с моря зарадили несколько торпед и добавили из 12-дюймовых орудий главного калибра. А ведь бетонный монолит разбило море. Так что вода не просто "камень точит", она его в куски разносит. Говорят, вода не сжимается, поэтому удар волны разрушительнее кувалды.
Сложно сказать, когда по плитам внутреней части стены ещё можно было пройти без затруднейний. Сейчас, что бы пройти по молу, необходимо влезть на верхний гребень. Понятно, на такой подвиг нормальный человек может решиться только по спокойной погоде, В шторм здесь гуляют волны, добивающие остатки почти столетнего сооружения. Но бетон у японцев был хороший... говорят, они тщательно просеивали щебень от мелкой фракции. Практически полное отсуствие пыли и следование технологии позволяли получить очень прочный бетон, стойкий к ударным нагрузкам и всякой прочей эррозии.
Мой гид по местам японских артефактов - Чуйко Владимир Викторович, депутат городского собрания Южно-Сахалинска, краевед, автор множества печатных и видео=работ о Сахалине... и вообще - интереснейший человек с поистине энциклопедическими познаниями. Вполне уже зрелый человек, но угнаться за ним по скалам да по зарослям далеко не просто.
Пройдя несколько десятков метров по гребню стены, приходится остановиться - дальше в воде хаотично разбросаны бетонные глыбы. Конечно, попрыгать можно было бы и дальше, но с фотоаппаратом в руках на такие подвиги как-то не тянуло. Зря, наверное. Можно было бы открыть купальный сезон. :)
Что-то есть величественное и спокойное в этих гидротехнических руинах. Ассоциации не то с "Линией Сталина", не то с остатками пирамид майя в Паленке...
а вон и рыбацкий стан
По правую сторону, через пробоину в стене ковша, открывается живописный вид на мыс "Три камня", о котором мы поговорим позже. Ржавая железка - остатки затонувшего кораблика. Судя по всему, его понемногу пилят "металлисты".
Справа - остатки причальной стенки
Со стороны остатки стены мола выглядят как гнилые зубы в пасти старой акулы. Мрачноватая картина. Солнца бы немного...
И таких "ковшей" на Сахалине десятки. Вот ещё один, рядом с Охотском