Золотая осень в серебряном бору
Изысканный подарок охотнику: драгоценный манок на рябчика
Юрий Максимов
фото автора
Ссылка на сайт Артура Ларханиди
"В ряду наших промысловых животных одно из первых мест занимает рябчик. Каждогодно чуть ли не миллионы пар на сотни тысяч рублей привозят из северных и северо-восточных губерний Европейской России, из Сибири и благодаря удобствам сообщения развозятся в города средних, западных и южных губерний, а из Петербурга идут в значительном количестве за границу".
Л.П.Сабанеев, "Рябчик" (охотничья монографя), 1877 г.
Ещё несколько лет назад об охоте на рябчика я мог только услышать или прочитать. Надо сказать, что эта на первый взгляд неказистая охота в теории особо и не прельщала. Но это длилось ровно до того момента, как на юге острова Сахалин мне довелось впервые познать всю красоту этой благородной охоты. Всё оказалось настолько необычно и захватывающе, что к следующей охоте на рябчика я начал готовиться со всей основательностью, благо она планировалась лишь через год. В итоге это случилось только через 2 года и тоже на юге Сахалина, в невысоких горах недалеко от Анивского залива. Охота продолжалась в течение светового дня, в сопровождении местного опытного охотника. Помимо любимого Иж-54, у меня был ещё один инструмент, без которого охота на рябчика практически немыслима – манок с отличным звуком. От всех манков он отличался тем, что был сделан из серебра.
Драгоценные манки
В далёком уже 19 веке известный русский зоолог, натуралист, популяризатор и организатор охотничьего и рыболовного дела Л.П. Сабанеев написал в своих заметках: "Самый простой пищик делается из гусиного пера, но они непрочны и скоро портятся, а потому гораздо употребительнее костяные — из ножной гусиной, вороновой, ястребиной, тетеревиной кости, с язычком из воска, реже — дерева и свинцу, с небольшим отверстием у того же конца, где язычок. Самое лучшее — брать с собой на случай могущей быть порчи два-три обыкновенных костяных пищика и один металлический; последний, как более громкий и резкий, необходим при очень ветреной погоде или если рябчик находится далеко и имеет то главное преимущество перед первыми, что гораздо реже засоряется и не так скоро портится".
Какой металл должен быть употреблён на изготовление манка, об этом Леонид Павлович не упомянул. В наше время их обычно делают из нержавеющих сплавов и стоят они от 50 до 500 рублей. Казалось бы – зачем ваять такую тривиальную вещь как манок из серебра или золота? Ответом на этот вопрос мог бы стать пример серебряной посуды, но… дело не только в эстетике.
Манки из драгметаллов имеют отличные эксплуатационные характеристики. Если быть точнее – качественный, очень интересный звук. Причём изделия из серебра по звуку отличаются от золотых манков, а все они на слух отличаются от звучания манков из бронзы. Разница трудноуловима. И сложно сказать, какой манок звучит лучше, благо рябчики охотно реагируют на инструменты из всех трёх вышеперечисленных металлов.
Моё знакомство с манками Артура Ларханиди началась с приобретения серебряного манка в подарок тому самому сахалинскому охотнику, познакомившему меня с охотой на рябчика. Собственно, на этом манке я и научился более-менее сносно манить рябчика, что, к слову, для меня оказалось не таким уж и простым делом.
Потом последовал заказ для себя лично, а потом пошло-поехало и в итоге серебряными манками на рябчика в течение буквально пары месяцев обзавелось несколько десятков сахалинских охотников. Драгоценный манок оказался шикарным подарком для любого любителя охоты на рябчика, благо он мог быть как золотым, так и серебряным и комплектовался соответствующей коробочкой, в которой обычно и дарят изделия из драгметаллов.
Артур сам оказался страстным охотником из Перми, а по происхождению - самым настоящим греком, родом из славного города Новороссийск. Причём до того, как стать уральским охотником и ювелиром, Артур получил образование в пермском хореографическом училище и успешно выступал в качестве солиста балета. Согласитесь, совершенно потрясающая смесь профессий. Что в очередной раз подтверждает очевидную аксиому о том, что охотниками люди становятся вне зависимости от специальности, социального статуса или убеждений.
Не хочется быть испорченным телефоном, поэтому просто предоставляю читателям возможность ознакомиться с тем, «как всё оно было» из первоисточника.
Рассказывает автор и изготовитель манков на рябчика
Артур Ларханиди:
- Жизнь свела меня с удивительными людьми, настоящими мастерами своего дела, первоклассными ювелирами - моим учителем Владимиром Михайловичем Симановичем и моим другом Андреем Викторовичем Ельниковым. Эта встреча произошла, когда я закончил карьеру артиста балета пермского оперного театра, и размышлял над тем, чем заниматься дальше.
Кольца, браслеты, сережки – в ювелирном деле я начинал с азов, учился основам, ремонтировал, изготавливал. Ошибался, пробовал, повторял за мастерами и старался придумать что-то свое.
В то же самое время я всерьёз увлёкся охотой. Интерес к оружию и охоте был еще с детства. Помню, когда дедушка Иван возвращался с утиной охоты, мы с братом ссорились за право расчехлить ружье перед чисткой. Свое первое ружьё я купил в 26 лет.
Так и получилось – любовь к охоте, новые знания, полученные мной в ювелирном деле, всё сложилось, наслоилось одно на другое. В итоге и получился манок на рябчика из серебра.
Помню, читал старую монографию Сабанеева, про охоту на рябчика. Там говорилось про изготовление «пищиков». Упоминались и металлические манки, как отличные по функционалу, удобные в использовании и приличные по звучанию.
Мой первый манок на рябчика из серебра представлял собой коротенькую трубочку, был неказистый внешне. Но когда мне удалось довести звук до нужного тембра, я радовался, как ребенок. Первое время на изготовление манка уходила масса времени. Это был поиск формы, конструкции, звука, время проб, ошибок и их исправления. Вот тут-то на процесс и повлиял мой друг и коллега, ювелир Андрей Ельников. Его вердикт был следующим: на манке должен сидеть рябчик. Так на манке появилось навершие в виде фигурки птички. Сначала это была просто голова рябчика, потом фигурка в полный рост: резал фигурку Андрей, за что ему отдельное спасибо.
Надо сказать, с тех пор я делал манок из каждой подходящей трубочки – стержней для ручки, тоненького шприца, пластиковой трубочки для воздушного шарика, точил из бильярдных шаров, рога, эбонита. Эти поиски и пробы только утвердили меня во мнении – звук серебряного манка очень интересный, чёткий и звонкий. Ну а манок из серебра, при аккуратном и бережном отношении, прочный и долговечный, почти вечный. Из других любимых материалов для изготовления манков, пожалуй, нравится бронза. Когда есть время, экспериментирую, делаю ограниченные партии бронзовых манков (в т.ч. и с позолотой, серия называется «Золотая осень») или комбинированных манков серебро-бронза.
Но основа - это всё же серебряные манки, серию которых я назвал «Серебряный бор». Средний вес манка – около 8 граммов. Фигурка рябчика изготовлена литьевым способом, трубочка манка сделана вручную, внутренняя вставка из меди или алюминия. Каждый манок от начала и до конца делаю только сам, лично настраиваю звук.
Изготовление манка начинается с заготовительного процесса – отливки фигурки рябчиков и отливки слитков для последующего изготовления трубки и колечек. Потом из небольших слитков делается прокат в виде полоски толщиною 0,4-0,45 мм. С помощью фильеров полоска металла протягивается в трубку, шов пропаивается.
Когда все запчасти готовы (а это: два кольца, трубка, вставка и фигурка рябчика) начинается сборка. Самый ответственный момент - это изготовление вставки-язычка и его установка с регулировкой. Иногда с первого раза не получается и приходится повторять операцию до тех пор, пока не добьёшься хорошего качественного звука. Таким образом, каждый манок сугубо индивидуален во всех отношениях.
Дальнейшая сборка происходит с помощью паяльника, припоя и кислоты. Все детали манка собираются и пропаиваются. Готовый манок проходит финишную обработку и полировку. На один манок уходит около 5-6 часов чистого времени.
Чтобы рябчик оценил по достоинству вашу трель, придется потренироваться. Я бы рекомендовал начинающему рябчатнику найти в интернете запись птичьего голоса, и попробовать его повторить. При этом манок необходимо держать зорькой не вверх, а вбок. Тональность манка можно менять, поджимая губами отверстие, расположенное у основания манка или прикрывая пальцем отверстие у основания рябчика.
С помощью металлического манка можно издавать и тихие и достаточно громкие звуки, подманивая птицу с дальней дистанции. Такие манки отлично слышны даже в «шумном» лесу в ветреную погоду. За ними легко ухаживать – продул, протер мягкой салфеткой, больше ничего не требуется. При сильном загрязнении можно промыть манок в ультразвуковой мойке, такие обычно есть у каждого ювелира или часового мастера.
Заключение
Такая вот у нас с Артуром получилась необычная статья. Надо сказать, что этот пермский охотник с артистическим прошлым недавно завёл собственный сайт и уже успел успешно поучаствовать в московской выставке «Охота и рыбалка на Руси» в феврале 2014 года. Что радует, Артур был и остаётся простым и открытым человеком, не стремящимся к наживе и несущим людям возможность испытывать радость от обладания действительно хорошей вещью. О таких отечественных мастерах, буквально на коленке делающих качественные и неординарные изделия, я по возможности буду писать и впредь.
Не знаю, что планирует Артур в своей дальнейшей деятельности, но уверен, что его манки будут не только радовать наших охотников результативностью на воспетой классиками охоте, но и своей выраженной и неповторимой эстетикой.
Статья опубликована в июньском номере журнала "Мастер-Ружьё" за 2014 год