Ножи Игоря Пампухи
Нож должен резать!
Юрий Максимов
фото автора и из архива автора
Люблю тебя, булатный мой кинжал,
Товарищ светлый и холодный.
Задумчивый грузин на месть тебя ковал,
На грозный бой точил черкес свободный.
Лилейная рука тебя мне поднесла
В знак памяти, в минуту расставанья,
И в первый раз не кровь вдоль по тебе текла,
Но светлая слеза - жемчужина страданья.
И черные глаза, остановись на мне,
Исполненны таинственной печали,
Как сталь твоя при трепетном огне,
То вдруг тускнели, то сверкали.
Ты дан мне в спутники, любви залог немой,
И страннику в тебе пример не бесполезный:
Да, я не изменюсь и буду тверд душой,
Как ты, как ты, мой друг железный.
«Кинжал», М.Ю. Лермонтов, 1837 год
Ссылка на сайт Игоря Пампухи
В русской поэзии 19 века тема булатного оружия поднимается не то что бы часто, но всегда непринуждённо и к месту, очень точно и эмоционально подчёркивая значимость для воинов качественного холодного оружия. Легендирование свойств булатных клинков, в совокупности с живописным описанием элементов отделки и специфики применения, позволяет говорить о потенциальном знакомстве тогдашних почитателей Лермонтова и Пушкина с булатной сталью.
15 октября 2014 года наша страна отмечала 200-летие со дня рождения Лермонтова, который в своё время был известен как опытный мастер боя клинковым оружием. Основная масса его наиболее ярких произведений была написана чуть более 160 лет назад. Но о булатной стали и её свойствах широкой аудитории до сих пор известно столь же мало, как и в первой половине 19 века.
В этой статье, на примере ножей московского мастера Игоря Пампухи попробуем наглядно разобраться в том, что собой представляет булат и каково его место в охотничьей практике.
Узорчатая сталь
Ножи Пампухи на практике
Меньше всего хочется углубляться в химию и физику процесса производства булата (по причине специфической сложности темы и наличия обширного тематического материала в доступных источниках). Но сразу отмечу, что Пампуха в изготовлении булата достиг реальных и очень серьёзных результатов, подтверждённых именно лабораторно и абсолютно официально.
Мне повезло побывать в кузнице Игоря Юрьевича и воочию понаблюдать за работой кузнеца и его сына Олега. Пампуха отнюдь не склонен к излишнему засекречиванию своих экспериментов, поэтому много и охотно рассказывал о сути процесса варки булата и своей методологии изготовления дамасковых клинков. По итогам этого общения у меня сложилось твёрдое убеждение в том, что кузнецы – люди немного не от мира сего: они буквально живут своей работой, коммерческая составляющая которой уходит куда-то на третий план. Игорь Пампуха занят созиданием, при этом он делает предельно функциональные ножи. Здесь надо сразу отметить, что сам мастер производит именно клинки, т.е. – он именно кузнец, а не ножевщик-сборщик. Он же и закаливает свои изделия, причём каждый клинок калится индивидуально, после чего фасками с обуха снимается остаточное напряжение. К слову - фамилия Пампуха не склоняется, но и он сам и пользователи его ножей к склонениям фамилии на все лады уже привыкли.
Продукцию Игоря можно разделить на 2 условные группы – высокохудожественные изделия и рабочие ножи. К первым относятся со вкусом оформленные ножи, как правило, с дамасковыми клинками, многие из которых занимают достойное место в коллекциях известных людей, а также исторические клинки (в т.ч. сабли). Под рабочими ножами я подразумеваю изделия с клинками из различного булата (крайне редко - из дамаска), имеющие достаточно простое оформление.
Пампуха варит булат нескольких разновидностей. Опять же условно его булат можно разделить на углеродистый, нержавеющий, легированный и высокованадиевый (в нём большая часть хрома замещена ванадием, для устойчивости к ржавлению). При этом углеродистый булат может быть различным не только по содержанию, но и по структуре, т.е. – по рисунку на клинке. Дамаск Пампуха делает мозаичный или коврово-мозаичный (с кручёным дамаском по обуху и режущей кромке), плюс декоративные разновидности дамаска, различающиеся по технике изготовления.
Главная задача кузнеца – это достичь структуры булата в выплавляемой стали. Булат характеризуется относительно мягкой сплетённой «матрицей» с вкраплениями сверхтвёрдых карбидов, по сути являющимися природным серрейтором. Но один из важнейших аспектов в изготовлении булата - это всё-таки технология ковки: очень многое зависит от того, как «потянуть» заготовку. Грубо говоря, как порежешь отливку для последующей расковки, такой и получится булат. В разных странах в различные исторические промежутки времени это делали по-разному, что и определило разнообразие всех булатов. Даже Аносов писал, что сварить булат не так сложно (это лишь химия и физика), а вот правильно отковать…
Первый нож с клинком ковки Игоря Юрьевича у меня появился ещё несколько лет назад. Это была укороченная версия знаменитой модели 007. С самого начала нож подкупил своей простотой и способностью достойно выполнять главное предназначение ножа – хорошо резать, при этом долго сохраняя остроту кромки. Именно с этим ножом я побывал в экспедициях и на охоте во многих удалённых уголках нашей огромной страны – от Кавказа до Южных Курил. Этот нож стал первым булатом, который я пробовал точить.
Рассказы о невероятной стойкости булатов (в плане рубки гвоздей и пожизненной стойкости режущей кромки) так и остаются мифами – таких чудес не бывает. По итогам нескольких охот на режущей кромке моего булатного клинка появились заметные глазу повреждения, но нож действительно эксплуатировался долго и безжалостно. Консервные банки им никто не открывал, но добытых животных "007"-м разделывали, кости им рубили, на металлической поверхности мясо и хлеб резали, по камушкам пару раз режущей кромкой и остриём попадали. После работы нож, как и полагается, протирался насухо и убирался в ножны. Несколько раз нож тщательно мылся с хозяйственным мылом от крови и после разделки солёной и свежей рыбы. Несколько раз мокрый нож находился в ножнах в течение длительного времени. Но ржавчины на клинке я так и не увидел, хотя на клинке со временем и появились небольшие полупрозрачные пятнышки, без проблем и почти без остатка убираемые промасленной стальной ватой.
Впоследствии мне удалось попробовать в работе ещё несколько моделей ножей Игоря Юрьевича. Здесь надо отметить, что Пампуху порой несправедливо критикуют за почти нарочитую простоту его ножей. И это при том, что ножи с клинками Пампухи есть в коллекциях многих известных в нашем государстве лиц, а сам мастер входит в небольшое число лучших кузнецов России и известен далеко за её пределами.
Очень важно знать, как правильно точить булаты и дамаски. Не углубляясь в тонкости, отмечу основные моменты: для этого нужны только природные камни, позволяющие при заточке сохранить в матрице те самые карбиды-серрейторы. Не стоит увлекаться полировкой режущей кромки (достаточно заключительной зернистости 600-800 грид) и необходимо соблюдать оптимальный угол заточки - 25 градусов на сторону. Тогда нож и резать будет хорошо можно, и хрящи им можно рубить и при случайном попадании по костям клинок не выщербится. Структура булата очень разнообразна, это не порошковая сталь. Надо понимать, что крошится булат при малом угле заточки не из-за хрупкости, а из-за специфики структуры.
Хороший результат при минимальном вложении ресурсов я получил при использовании набора для заточки Lansky.
Заключение
Совсем недавно Игорю Пампухе удалось по старым технологиям выковать т.н. «исторический клинок» (иранскую саблю – шамшир, периода 17-19 вв.) из монолитного булата с мягкой матрицей, при этом удалось сохранить середину клинка «сырой», при необходимых параметрах верхнего закалённого слоя металла. Мастер собрал интересную коллекцию старинного холодного оружия, получив возможность практического сопоставления своих сталей и клинков с историческими кинжалами и саблями, о которых сложено столько легенд.
Булатные и дамасковые ножи Игоря Юрьевича являются одними из лучших по соотношению цены и качества, причём под качеством я подразумеваю совокупность эксплуатационных характеристик. Некоторая брутальность исполнения объясняется спецификой мировоззрения мастера, предпочитающего смотреть на мир с практических позиций и называть вещи своими именами. Наверное, именно поэтому Пампуха так долго делал всего несколько моделей ножей, особо не заморачиваясь на рыночную конъюнктуру. Да и сейчас ассортимент его изделий огромным не назовёшь, но выбор моделей (всего около 15, не считая модификаций) более чем достаточен для решения любых охотничьих задач.
Говоря о задачах относительно ножей Пампухи, я имею в виду только прямое охотничье предназначение, подо что, собственно, изделия Игоря и «заточены». Нож должен резать. Это главное. И не важно, какой материал используется для изготовления клинка, верно? Если правильно сваренный и грамотно изготовленный булат при оптимальной заточке позволяет долго сохранять остроту режущей кромки и имеет великолепные характеристики реза, то пусть это будет булат. А именно его Пампуха делать научился отменно.
Статья опубликована в журнале "Охота", февраль 2015 год