Кузница России
Златоустовские ножи производства АиР
Юрий Максимов
фото автора
Официальный сайт компании АиР
С уральскими ножами многие охотники знакомы давно. Когда вечерняя беседа в охотничьих избушках наконец-таки доходит до ножей и их демонстрации, традиционно упоминаются и изделия златоустовских оружейников. Помимо конструктивных и эксплуатационных особенностей уральских ножей, неподдельный интерес у многих вызывает и этимологическое значение названия города, история которого напрямую связана с яркими событиями, сыгравшими значимую роль для Российского государства. Сегодня имя Златоуста стало синонимом важного центра отечественного производства холодного оружия и широко известно не только в России, но и за рубежом. Причём с «заграницей» уральцев связывают не только коммерческие отношения, но и давнишние дружеские и исторические традиции.
Немного истории
Сегодня Златоу?ст — город областного значения, расположенный в Челябинской области, в Уральском федеральном округе России. Говорят, что выбор этого имени определен тем, что контракт 1754 г. заключен накануне дня Иоанна Златоуста или тем, что икона с образом Иоанна Златоуста была фамильной у тульских промышленников Мосоловых - строителей оружейного завода на реке Ай (бассейн Уфы). Официальной датой основания Златоуста считается 11 сентября 1754 г. Этот день, начиная с 1954 г., ныне ежегодно отмечается как общегородской праздник - День Златоуста.
Напомню, что Иоанн Златоуст был крупнейшим богословом и философом, одним из главных отцов церкви и константинопольским патриархом. Канонизирован Русской православной церковью. Способствовал изгнанию готов из Константинополя в 400 г. В Византии и на Руси был идеалом проповедника и неустрашимого обличителя. Наряду с официальным наименованием Златоустовский (Златоуст), долгое время бытовало другое устное название завода - Косотурский (Косотур), связанное с Косотурскими горами.
Русские первопроходцы, разыскивающие серебряные залежи, (люди государя Московского Алексея Михайловича) в этих местах бывали задолго до Мосоловых. Но по-настоящему плотное освоение территории началось именно после появления города. В 1811 году завод перешёл в казённое ведомство, а 15 декабря 1815 года в Златоусте была построена оружейная фабрика, по высочайшему указанию начавшая производство холодного оружия для русской армии. Именно тогда в Златоусте зародилось оригинальное прикладное искусство - гравюра на стали. Первыми известными мастерами златоустовской художественной обработки металла стали Иван Бояршинов и Иван Бушуев. С именем последнего связана история появления крылатого коня на гербе Златоуста – именно такого коня Бушуев часто изображал на своих гравюрах.
Самым известным златоустовским мастером считается великий русский ученый и металлург П.П.Аносов, чей вклад в развитие гравюры поистине неоценим. Именно под руководством Аносова в России была получена первая булатная сталь, споры о которой не прекращаются и сегодня.
Для некоторых читателей это может стать неожиданностью, но в начале 19 века в Златоусте работало около 50 немецких мастеров. А за короткий период с 1814 по 1818 гг. их количество удвоилось – видно, не так уж и плохо жилось приезжим мастерам в России! Мы с немцами всегда имели тесные и взаимовыгодные экономические связи. Причём именно в технической и производственной сферах сотрудничество было наиболее эффективным.
И оружейную златоустовскую фабрику в народе называли «немецкой». Впрочем, здесь нет ничего удивительного: как уже было упомянуто выше, иностранные мастера на российской службе не были сколь-либо выдающимся явлением. Скорее – наоборот. Еще в ХVII столетии в свои мастерские в Московском Кремле русские цари, на самых выгодных условиях, традиционно приглашали европейских и восточных ремесленников и фабрикантов. Да и тот же Питер, как мы помним, строился тоже не без их участия.
АиР
История и современность
Согласно информации из открытых источников, промышленно-художественная «Компания «АиР» начала свою деятельность летом 1999 года. На тот момент в городе работало до десятка малых предприятий, занимавшихся изготовлением украшенного холодного оружия. В отличие от фирм, производивших дорогие, украшенные золотом клинки, в «АиР» приступили к серийному выпуску простых и надежных охотничьих ножей. К юбилею города Златоуста Компания выросла до уровня одного из российских и мировых лидеров в изготовлении холодного оружия. Органичный синтез традиций оружейников прошлого и современных технологий, в совокупности с отличным качеством, обеспечили популярность «аировским» ножам. На рынок поступила доступная продукция, в которой давно нуждалась охотничья братия, рыбаки и туристы.
Одними из первых в стране «аировцы» наладили изготовление туристических и разделочных ножей, на приобретение которых не требовалось разрешение органов МВД, первыми в России запустили в серийное производство ножи с наборными рукоятями из кожи и бересты. Такие рукояти позволяют пользоваться ножами в полевых условиях и в мороз, и в жару. Клинки куются из златоустовской высокоуглеродистой коррозионностойкой стали и обладают отличными техническими характеристиками. Для клинков используются и стали шведской фирмы Damasteel AB (RWL и нержавеющий дамаск).
С 2009 года компания, учитывая многочисленный интерес покупателей, внедрила уникальную технологию производства углеродистых и атмосферостойких дамасских сталей под торговой маркой «Zladinox» (название составлено из выделенных букв слов «ZLAtoust, Damast, INOXidable). С этой продукцией с 2010 года Компания постоянно участвует в российских и международных выставках (Нюрнберг, Париж, Золинген, Тьер, Хельсинки, Брно и другие). За эти годы «Zladinox» получил признание многочисленных российских и европейских мастеров за свои высокие эксплуатационные и декоративные свойства.
Металлургическое направление возглавляет заместитель генерального директора – начальник производства Владимир Герасимов. В разработке и внедрении технологии активное участие принимают ученые института физики металлов УрО РАН и Златоустовского филиала ЮУрГУ, специалисты ЦЗЛ ММК. В настоящее время в разработке находятся композиции с содержанием углерода свыше 2 процентов и ванадия свыше 10 процентов. В кооперации со специалистами ЗФ ЮУрГУ внедряется технология ЭШП сталей и сплавов, технологии порошковой металлургии. Компания постоянно сотрудничает и с зарубежными специалистами.
С целью популяризации кузнечного дела, ножевого мастерства и искусства гравюры на стали Компания уже во второй раз проводит кузнечный фестиваль, где собираются российские мастера и множество поклонников этого непростого, но интересного древнего ремесла. А в 2012 году по приглашению Компании в мероприятии с мастер-классом примут участие Пьер и Николь Реверди (Франция).
Особенности ножей производства АиР
Давние традиции, мощная технологическая база и большой штат опытных мастеров (170 человек) - всё это позволяет «Компании АиР» не только производить большое количество недорогих серийных ножей различного предназначения, но и создавать оригинальные образцы художественного холодного оружия, эксклюзивных сувениров, посуды и предметов интерьера, выполненных в лучших традициях Златоустовской гравюры на металле.
Для изготовления клинков применяются высококачественные стали: 40Х10С4М (ЭИ - 107), 95Х18 и 100Х13М, а также промышленная коррозионностойкая сталь двух марок: RWL-34 и РМС-27 - производства шведской фирмы Damasteel AB. Освоено производство углеродистого (ZD-0803) и атмосферостойкого (ZDI-1016) дамаска. Твердость клинков в пределах оптимальных 58 НRC, но возможны вариации.
Рукояти для ножей изготавливаются из древесины ореха, бука, березы, дуба, а так же из кожи и бересты посредством набора, склеивания эпоксидной смолой, прессования. Рукоять у такого ножа получается оригинальная, при этом - мягкая, теплая с водоотталкивающим эффектом. Ножны изготавливаются из натуральной кожи с тиснением и без него, а также - деревянные с окантовкой из латуни или мельхиора .
«Следопыт» и «Снегирь»
Насколько разными могут быть ножи одного и того же производителя, автор статьи убедился на практике эксплуатации двух изделий от АиР. Звонок на производство и разговор со специалистами сразу позволил определиться со способом приобретения ножей – изготовление под индивидуальные требования и пересылка почтой.
Выбор пал на модели «Следопыт» и «Снегирь». На выбор этих ножей повлияли: максимально практическая составляющая конструкции новинки «Следопыта» и неординарность «Снегиря». При этом, даже по фотографиям уже можно было сказать, что яркий и изящный «Снегирь» по функционалу будет проигрывать «Следопыту» практически по всем параметрам. Но уж больно красивым показался этот нож. И на деле, как показала практика, он оказался так же вполне функциональным.
В основу «Следопыта» автора легла стандартная модель, которую завод выпускает с начала 2012 года из стали 95х18 (или 100Х13М), с несколькими вариантами материала для рукояти. Только клинок этого ножа выполнен из новой разработки «АиРа» - композитной стали Super-Zladinox на основе стали Elmax шведской фирмы Udeholm. В составе этой стали 1,7% углерода, 18% хрома, 3% ванадия и 1% молибдена!
Клинок имеет сквозной монтаж, со стяжным креплением на гайку в торце рукояти. При общей длине ножа в 240 мм, клинок равен 125 мм, ширина клинка - 29 мм. Спуски высокие, слегка вогнутые. Пята узкая - нож "заточен" под серьёзную работу по обдирке и разделке туши. Толщина клинка в обухе - около 3,5 мм, что оптимально для охотничьего и туристического ножа, который не предполагается использовать в качестве топора или кинжала. Клинок имеет очень тонкий и красивый рисунок композита. Обух клинка чуть заметно спущен вниз. Подводы тонкие, что даёт ножу хорошее подспорье в резе, ошкуривании, а так же - работе по дереву строганием.
В отличие от базовой модели, рукоять ножа выполнена из нормализованного и насквозь проморенного граба. Рукоять довольно толстая. Это непривычно, но в работе рукоять удобна. Нож великолепно сбалансирован и посадист. Что интересно, при массе на 10 граммов больше, чем масса "Снегиря", "Следопыт" в руке воспринимается как намного более лёгкий. Вот что значит разная развесовка.
Отверстие под темляк просто просверлено в толще рукояти, без темлячной трубки, что, в совокупности с лёгкой алюминиевой гардой, придаёт ножу своеобразную, но узнаваемую аскетичность. При внимательном осмотре ножа придраться к качеству слесарных работ так и не получилось - всё безупречно. Качество «слесарки» вообще можно считать визитной карточкой изделий от АиР.
Из недостатков "Следопыта" необходимо отметить относительно неглубокие ножны и, если придраться - непривычно объёмную рукоять. В плюсе: малая масса, отличный баланс и посадистость, оптимальные общие размеры и размеры клинка, его удачный строй и несомненные декоративные достоинства, нержавеющий дамаск в новейшей композиции, крепчайший материал рукояти и общая лаконичность этого изделия от АиР. Надо отметить специфику реза «Следопыта», его можно охарактеризовать как агрессивный. Достаточно тонкий клинок позволяет без затруднений делать разрезы, по глубине превышающие ширину клинка. Режущая кромка клинка хорошо держит заточку и вообще - модель явно удалась.
«Снегирь» радикально отличается от старшего собрата. Судя по всему, набрасывая эскизы этого ножа, разработчик находился в добром расположении духа. Нож действительно получился позитивный, "живой", а сочетание изящных форм с дамаском и карельской берёзой делает нож визуально небольшим и лёгким. На деле же "Снегирь" является полноценным ножом, способным выполнить практически любую работу, за исключением раскалывания полешек и рубки костей при разделке – на то у него просто массы не хватит.
"Снегирь" выпускается в различном исполнении. Самые простые версии имеют клинок из нержавейки 95х18 и рукоять из ореха или текстолита. Заказной экземпляр автора получил клинок из композита ZDI-1016, что говорит о среднем содержании углерода (1,0 %) и среднем содержании легирующих элементов (хрома, молибдена, ванадия и т. д.) – 16 %.
Как уже упоминалось выше, "Снегирь" является вполне "взрослым" ножом. Общая длина - 227 мм, длина клинка - 112 мм, масса ножа без чехла - 126 граммов. Обух спущен выпуклой дугой. Спуски низкие, немного вогнутые, симметричные. Подпальцевая выемка по ширине равна пяте и соответствует средним размерам фалангам указательного пальца. Клинок проходит через всю рукоять, имея с торца рукояти выступ с необычно оформленным отверстием под темляк. Плашки рукояти крепятся двумя заклёпками с декоративными вставками. Металлических элементов гарды или навершия нож не имеет.
Ножны из чёрной кожи, петля подвеса фиксируется к ним посредством стального кольца. Ножны можно надеть на ремень и через петлю на самом теле ножен. Все металлические элементы ножен оксидированы или окрашены в чёрный цвет, что всегда приветствуется.
В руке нож посадист, баланс, из-за металла в рукояти, смещён назад. "Снегирь" позволяет выполнять довольно тонкую работу, но, из-за своих размеров и конструкции клинка, для разделки более-менее крупных животных будет не очень удобен. Рез агрессивный. Из явных недостатков можно отметить опять же относительно неглубокую посадку ножа в ножнах и, возможно – значительную массу ножа.
Металл клинков довольно твёрдый, на обычных камнях (применялись камни от Лански) точить довольно сложно. Алмазы от DMT «работают» куда агрессивнее, позволяя быстро и без особых усилий вывести режущую кромку до бритвенной остроты, но для заточки булатов и дамассков заточки с алмазными абразивоми лучше не применять. Причина проста - алмазы, будучи твёрже карбидов стали клинка, вырывают зёрна карбидов из матрицы или просто их разрезают, меняя их форму и, по сути, уничтожая природный серрейтор режущей кромки.
Несмотря на теорию, заточенные алмазами клинки из Зладинокса прилично держат остроту режущей кромки, в т.ч. – при работе по дереву.
Резюме
Отрадно, что в России старинные традиции производства «белого оружия» не только трепетно сохраняются, но и развиваются в соответствии с достижениями современных науки и технологий, отечественных – в том числе. Возобновлённое сотрудничество с немецкими мастерами позволяет как получать качественно новую кузнечную продукцию, так и выводить изделия златоустовских мастеров на мировой рынок.
Говоря о современных «АиРовских» шашках и кинжалах, не стоит забывать, что в традициях Златоуста до сих пор живёт массовое производство армейского длинноклинкового оружия. Ещё не так давно этому была подчинена вся промышленная структура города и до сих пор живы ветераны труда, помнящие производство шашек и ножей для бойцов РККА в ВОВ. И производство реплик исторического оружие можно только приветствовать, тем более, что на него есть реальный спрос.
Что касается украшенных икон и утвари, то это тоже частица нашей истории, культуры и искусства. Тем более, вряд ли кто не согласится с тем, что это действительно завораживающе красиво.
Охотничьи и туристические ножи производства АиР привлекательны своими эксплуатационными качествами и доступной ценой, а вариации применяемых материалов в ножах уральских мастеров выводят их продукцию в весьма престижную потребительскую категорию.
Статья была опубликована в журнале "Охота и рыбалка 21 век, февраль 2013 года