Новая жизнь старого ружья
История реставрации курковой «тулки»
Юрий Максимов
Фото Селянин Алексей
Введение западных санкций против России подтолкнуло наших охотников к переоценке существующего положения дел на отечественном оружейном рынке. Оно и неудивительно – стоимость серийной итальянской двустволки таких производителей как, к примеру, Fabarm или Franchi с горизонтально расположенными стволами уже в октябре 2014 года в некоторых магазинах страны перевалила за 150 тыс. рублей. В то время как прекрасной сохранности советский «штучник» и сейчас можно купить в пределах 40-70 тыс. рублей, в зависимости от модели, исполнения и региона. ЦКИБовские модели бюджетного сегмента в хорошей сохранности стоят заметно дороже, но «нульцевое» МЦ-105 или МЦ-106 можно купить намного дешевле вышеупомянутых европейских ружей.
Впрочем, это вещи очевидные. Спрос на советские ружья резко вырос. Но ещё популярнее стало также восстановление старого оружия, причём на качественно ином уровне. В настоящей статье мы снова вернёмся к актуальной теме реставрации исторического отечественного оружия.
История реставрации старого ружья
Не буду пересказывать чужую историю, пусть всё расскажет один из двух мастеров, который в Интернете на охотничьем сайте подписывается именем Алекс3613, а в жизни известен как Олег Валерьевич. Итак, его рассказ: «Как-то раз совершенно случайно я стал свидетелем того, как один дедушка (по перешёптыванию в охотничьем магазине я понял, что этот дед был в прошлом каким-то важным партийным работником) принёс ружьё на комиссию. На первый взгляд это была обычная «тулка». Но при внимательном осмотре ружья были обнаружены существенные отличия от стандартного ТОЗа - скрытый болт Гринера, короткий хвостовик колодки, отсутствие тульских «треугольников» на казенниках стволов (которые, кстати, внутри оказались по состоянию на 5 с небольшим минусом). Был замечен небольшой намёк на сыпь, вернее - помутнение за патронником, но в целом это были чистые зеркальные стволы, плюс «живой» лоб колодки с мизерными прогарами от «центробоя». Желание купить и отреставрировать это ружье во что бы то ни стало оказалось сильнее попыток рассудка доказать что-то обратное. Уже дома, при вторичном подробном осмотре, обнаружил у приобретённого ружья непривычные для «тулок» формы задней половины боковых досок, а внутри увидел остатки жёлтого метала на деталях механизма.
Первым делом после переоформления в ЛРО я повёз ружье к своему товарищу, компаньону и настоящему мастеру Игорю Геннадьевичу, показал ему ружьё и поделился желанием его реанимации. Проще говоря, убедил его в необходимости дать ружью вторую жизнь. Ибо такие ружья не должны пропадать бесследно – это же часть нашей истории. После обсуждения специфики и объёма работ мы занялись подбором ореховой заготовки для ложи. В итоге в работу была взята заготовка с выдержкой 12 лет. А главное - по цвету близкая к чёрному, так сказать - "старому ореху". Параллельно был очищен и после переборки и подгонки всех деталей отполирован механизм (соответствующей обработке подверглись также колодка и все металлические части), что позволило подготовить его механизм под покрытие жёлтым драгоценным металлом AU713. Учитывая ничтожную толщину и быстрое истирание этого материала, сверху всё покрыли нитритом титана. Ещё было принято решение сразу заменить ось запирания крюков на новую (ТОЗ, к сожалению, не славится долговечностью этого узла). После этой процедуры стволы были приплотнены к колодке по копоти. Далее был поиск гравёра и долгое ожидание. Мастер поднимал старую гравировку минимальными объёмами по площади, и продолжалось это в течение 4-х (!) месяцев.
Когда были закончены все подготовительные работы, приступили к одной из самых сложных процедур – восстановлению, а по сути - созданию новой цветной калки. Как получали уголь нужной по содержанию и размерам консистенции – это отдельная история (поиск и измельчение кожи, костей, ценных пород дерева, последующий их обжиг в печи и потом измельчение до однородной зернистости). В итоге всё получилось, хотя трудоёмкость этой работы оставила массу впечатлений. Последним аккордом работы по металлу было воронение стволов и скобы, кстати, тоже изготовленной заново (родная скоба была изуродована и местами сильно проржавела). Также было принято решение поставить затыльник приклада из рога буйвола, винтажность, качество и ценность коего оказались достойными данного ружья и не сильно испортили пресловутую аутентичность.
Ну и винтики были все сделаны так же заново, да нюанс один - родные боевые пружины за 77 лет прилично просели и после покрытия цветным металлом было решение заменить их на новые, а родные, вместе с некоторыми оставшимися в приемлемом сохране запчастями, пойдут в придачу к ружью для сохранения целостности комплекта. В общем вот так вот, в течении почти 15 месяцев, затратив огромное количество ручного квалифицированного труда, нервов и ресурсов, была дана вторая жизнь этому необычному, но во всех отношениях замечательному ружью».
Труд мастера
Труд оружейного мастера-реставратора по сложности и кропотливости мало отличается от работы ювелира. Одно неверное движение или плохо подготовленная оснастка могут безнадёжно испортить ружьё. Когда-то я значительную часть своего свободного времени в течение нескольких лет тратил на тотальную реставрацию старенького Иж-58, тоже купленного у одного закончившего охотиться дедушки, не имевшего склонности к систематическому уходу за оружием. Стамеску и напильник я держал в руках довольно уверенно – уроки труда в советской школе и деревенское детство даром не прошли, но нужно было научиться чувствовать или, что вернее, «слышать» металл, а также досконально разобраться в конструкции ружья.
В итоге, благодаря старым техническим книгам и дружеским виртуальным советам мастеров, удалось научиться пользоваться бор-машинкой, штихелем и применять в работе различные приспособления, в том числе – специально изготовленные. За компьютером и столом с прикрученными небольшими тисками незаметно пролетали будничные вечерние часы и целые выходные. Понемногу набитые работой на алмазном надфиле пальцы стали чувствовать снимаемую «сотку» металла, руки приобрели нужную уверенность. А главное, разум осознал и освоил суть мудрого наставления одного мастера: «Не бойся, это просто кусок железа!» В итоге получилось практически всё, включая термообработку и оксидное окрашивание мелких деталей. К спусковой скобе был наварен удлиняющий хвостовик, обновлена старая простенькая гравировка и добавлена столь же несложная новая. Часть мелких деталей была заворонена в щелочном составе, что тоже оказалось далеко не простым делом. Апофеозом стал процесс воронения «ржавым лаком» стволов и колодки ружья на кухонной плите в специально изготовленных ваннах, после чего я зарёкся заниматься такими вещами в домашних условиях и вообще лишний раз связываться с «железом».
Уже потом из тяжёлой заготовки кавказского грецкого ореха по индивидуальным меркам были изготовлены новые цевьё и английский приклад, под который, собственно, и удлинялась короткая предохранительная скоба. А ещё был устранён начинающийся шат путём замены оси крюков и притирания казёнников и подушек стволов к колодке. На тех же подушках и внутренней части колодки крацеванием сделан так называемый декоративный «мороз». До кучи был установлен стяжной винт в шейку приклада (на всякий случай, помятуя о проблемах частых трещин в этом месте у наших «Ижаков»). И уже чисто для удовлетворения собственного эго был врезан изготовленный из серебряной моменты медальон, на котором потом штихелем были вырезаны инициалы владельца.
Но главным итогом всей этой работы было понимание того, что профессии оружейника завидовать можно только по незнанию, равно как и недооценивать её. Это во всех отношениях очень тяжёлый и не всегда благодарный труд. Оружейный мастер – это скорее призвание. Такие люди заслуживают самого искреннего и глубокого уважения. И именно поэтому штучные и грамотно реставрированные ружья в принципе не могут стоить дёшево.
Резюме
А теперь пару слов о героине нашей статьи – старинной курковой «тулке». На вопросы и обращения как к прежнему владельцу, так и к знакомым знатокам были получены различные версии происхождения данного ружья: от варианта изготовления на выставку в Европу в 1937-1938 гг. до заказа каким-то членом компартии в индивидуальном исполнении. Понятно, что истину уже вряд ли получился установить, но само ружьё после реставрации будет ещё долго жить и радовать своего будущего владельца на охотах. Отстрел по 100-дольным мишеням дал очень хорошие по кучности результаты.
Это ружьё осенью 2014 года продавалось по цене чуть больше 100 тысяч рублей, что вызвало на одном из популярных оружейных форумов активную дискуссию. Почему-то некоторые наши сограждане по-прежнему изделия современного иностранного оружпрома ставят несопоставимо выше качественно собранного отечественного оружия. Бесполезно разъяснять, из чего сложилась стоимость реставрированного ружья и чем оно в принципе может быть интересным российскому охотнику, в т.ч. – с исторических позиций.
Довольно часто старые ружья имеют подтверждённую легенду или выраженные особенности, позволяющие выделить интересный экземпляр из общего ряда. Согласитесь, что охота – это процесс, а не результат. Поэтому охотники-эстеты не считаясь с временем ищут старые двустволки и охотятся с ружьями, имеющими раковины в стволах и заметный общий износ. Очевидно, что такое оружие создаёт владельцу множество дополнительных забот, но это охотников не пугает. Значит, за всем этим есть что-то из духовной составляющей нашего увлечения, что нельзя не принимать в расчёт. И уж тем более стоит с пониманием и уважением относиться к стремлению людей охотиться с особенным ружьём, пускай эти особенности для каждого сугубо свои.
Статья опубликована в журнале "МастерРужьё", декабрь 2014 года (№213)