На этом сайте вы найдёте большое количество интересных и хорошо иллюстрированных материалов об отечественном и иностранном оружии, тюнинге оружия, оптике, снаряжении и охоте в России.
Все статьи являются уникальными и помогут вам не только в выборе оружия и снаряжения, но и их индивидуальной адаптации
"Клянусь
честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить
отечество или иметь другую историю, кроме истории наших
предков.." /А.С.Пушкин/
СВЕТ ФОНАРЯ
Тёплый или белый?
Юрий Максимов
фото автора
Тёплый или белый свет? Ручной или налобный фонарь? Это и есть те самые риторические вопросы.
(все фотографии увеличиваются в 4 раза)
Как-то в горах, сравнивая тёплый и белый свет двух «Викингов» производства Armytek, я всерьёз задумался о том, чем мы руководствуемся при выборе фонарей с цветом различной температуры. Проще говоря – почему мы покупаем фонари с определённым светом? Стремление людей к чисто белому свету прослеживается везде, взять тот же белый ксенон автомобильных фар, имеющий очевидную популярность среди автолюбителей. Мощный белый свет фар и фонарей… казалось бы, ну что ещё надо? Опять же, все знают, что для ночной езды в условиях плохой видимости нужны противотуманные фары. А они ВСЕГДА жёлтого цвета! А свет в нашем доме? Почему из огромного выбора ламп мы избегаем покупать домой офисные люминесцентные лампы, а для создания комфорта берём те что дают уют - энергосберегающие и светодиодные лампочки с "теплым" или хотя бы нейтральным светом? И почему некоторые явно продвинутые любители фонарей целенаправленно покупают приборы с жёлтым светом, по мощности заведомо уступающим белому?
Тёплый и белый свет налобника Wizard на заснеженной дороге
Перед тем как я решился подготовить этот материал, для начала решил немного изучить этот вопрос с, так сказать, научной точки зрения. Но сразу бросил это неблагодарное дело, увязнув в сложных физических терминах и запутанной специфике электроники современных фонарей. Почти уверен, что большинству читателей также малоинтересны все эти Кельвины и прочие премудрости. Поэтому давайте попробуем во всём или почти всём разобраться наглядно, помимо сравнительных фотографий взяв за пример всем известные и такие привычные природные явления как солнце и луна. А точнее – их свет. Дневной и лунный.
"Викинги". Луч света "Викинга" в ночи, вид сбоку
Очевидно, что солнечный свет – источник жизни на Земле. Хороший свет обожают фотографы. В солнечную погоду у нас улучшается настроение, соляризация сетчатки при закрытых веках способствует расслаблению глазных мышц, улучшению микроциркуляции в сетчатке, короче – солнечный свет при правильном использовании улучшает зрение. Это, как говорится, медицинский факт. Днём мы вообще хорошо видим (и нет проблем с тем самым мучающим фотографов балансом белого!) и бодро себя чувствуем. И это по одной простой причине – мы дневные животные. Так сложилось эволюционно, если верить Дарвину. Связь дневного света с нашей активностью очевидна и не обсуждается, поэтому зимними длинными вечерами мы вынужденно жжём так много света в своих квартирах. Да и в офисах и на заводах без хорошего освещения далеко не уедешь. Иначе – снижение работоспособности и депрессия.
Белый и тёплый свет налобника Wizard в различных условиях. Слева - зимний кадр, сделанный в тайге. Два правых кадра сделаны в субтропиках Кавказа камерой со сбитым балансом белого (зелёного много, но сути это не меняет)
Итак, днём всё хорошо. Ночью – не очень. Поэтому в деревнях, где нет электричества и, соответственно, лампочек Ильича, обычно ложатся спать как только зашло солнце. Мало того, точно также рано ложатся спать и в городских квартирах, если рубанули свет и в запасе нет даже свечек. А в ночном лесу человек начинает испытывать самые что ни на есть животные страхи, обусловленные эволюцией и спрятанные у нас где-то в подсознании, на уровне самых древних рефлексов. Поэтому мы и стремимся запалить костёр побольше, да ещё и лечь чуть в сторонке от него, что бы нас не было видно со стороны, а мы видели всё – это тоже рефлексы. Но тут интереснее другое: как только выходит Луна, мозги начинают выворачивать другие страхи – от подсознательных до фольклорных.
Почему? Да потому что во всех религиях и во все времена Луна была солнцем мёртвых. Солнцем мира без красок, с искажённой цветопередачей, жёсткими тенями и мерещащимися в кустах и на деревьях оборотнями и мавками. Ночью не спят только хищники или нечисть, а человек должен набираться сил в тёплой кровати и за крепкими стенами.
Ну а если не спится или нелёгкая понесла человека в лес… Раньше все фонарики с лампочками накаливания давали тусклый, но жёлтый тёплый свет. Лет 10 назад появились первые светодиодные фонари и пошло-поехало. И сейчас мы имеем огромный выбор фонарей с ослепительно белым светом, мало отличающийся от мёртвого света полной луны. Конечно, белый свет фонарей тоже делится на холодный, нейтральный и относительно тёплый, хотя это всё относительно, да и вообще – индивидуально воспринимаемый нами цвет чего-либо больше относится к обширному разделу психофизиологии, чем математически точной науке. Но, секундочку, ведь рынком предлагаются и фонари с сугубо тёплым светом, причём их немало и их покупают довольно активно! Причём, как уже говорилось выше, фонари с тёплым светом покупают продвинутые ребята, знающие всё про кельвины, цветовую температуру и прочие премудрости.
Но нам, с практическо-потребительской точки зрения, интересно другое – чем в работе тёплый свет отличается от белого. Что ж, давайте посмотрим на фотографии. Конечно, вживую всё видно и понятно гораздо лучше, но и фото вполне передают суть разницы между белым и тёплым светом наших любимых светодиодных фонарей.
Белый и тёплый свет "Викингов".
Обратите внимание на цветопередачу при свете этих фонарей в ночном летнем лесу.
Та же местность, белый и тёплый свет налобных фонарей Wizard.
Обратите внимание, какую огромную ширину охвата светом и потрясающую равномерность освещения дают эти фонари! При этом и дальнобойность впечатляющая!
Ещё раз белый и тёплый Wizard. Осенний лес, красный пограничный столб. На мой взгляд, эти две фотографии - один из самых наглядных примеров по предмету нашего разговора. Именно после этой фотосъёмки я стал применять в лесу налобник с тёплым светом.
На двух фото ниже - снято там же. Справа - очень тёплый свет компактного и вообще очень неплохого налобника TIARA , слева - опять белый "Викинг", включенный не на полную мощность и, опять же, для визуального сравнения тёплого и белого света.
Здесь всё-таки хочу добавить немного цифр. Смотрите, белый свет обычно CRI = 70..75. Теплый - CRI = 80..85. Но есть повышенные CRI = 90..93. У них сильно меньше света и более рыжий (оранжевый) оттенок. Но у солнца CRI = 100 (!), т.е. чем ближе к солнечному свету, тем ближе к 100. Так что тот "рыжий" цвет TIARA, который вы видите на фото, на практике является очень комфортным для глаз и вживую воспринимается глазом немного по-другому, чем это видно на фотографии. Такая вот интересная штуковина.
Итак, какие можно сделать выводы? Их будет несколько. Первый момент: при прочих равных фонари с тёплым светом как правило слабее приборов с белым светом. Не так далеко и не так широко светят, короче. Далее – белый свет «забивает» цвета, делая всю «картинку» серой или почти серой. А серый цвет является одним из самых неприметных в природе. Мы привыкли к цветному камуфляжу, а ведь одежда неброского серого цвета обладает ненамного худшими маскирующими способностями. Так и белый свет фонарика всё вокруг делает одинаково неприметным, серым, хотя и более контрастным. На фото это хорошо видно, обратите внимание. Для любителей охоты ночью с засидки это также может быть очень важно.
А вот тёплый свет, даже если отбросить такие немаловажные моменты как выигрыш в условиях плохих погодных условиях (туман, морось, дождь, дым и т.д.) , куда более дружелюбный как в плане дальности освещения и реалистичности цветопередачи, так и воздействии на подкорку! Это сложно объяснить на словах, это просто надо увидеть и ощутить, послушать себя, свои инстинкты, они уж точно не обманут. Тогда сразу становится понятно, почему просвещённый народ покупает фонари с тёплым светом. И почему мы так любим жёлтый свет горящей свечи, пляшущие оранжевые всполохи на потолке в комнате с топящейся печью и огонь горящего костра возле охотничьего шалаша. Всё это напоминает нам свет и цвет солнца, это цвет жизни и безопасности. От инстинктов не уйти, и с законами психофизиологии спорить невозможно и бессмысленно.
Интересное сравнение света двух "Викингов". Слева направо: белый свет, тёплый свет, совмещённый свет. Наглядность лучше некуда.