В наши дни все российское ножевое производство можно условно разделить на два направления – более-менее массовое производство, где акцент делается на товарооборот, и штучные авторские ножи. 

Крупные компании, пускай и бьющие на клинках брендовое клеймо известного мастера, сейчас активно привлекают к сотрудничеству молодых мастеров, обычно отбирая их по специальности и дополнительно обучая. 





Такая схема хороша возможностью внутрицеховой передачи опыта и его аккумулирования, т.к. все сотрудники обычно заинтересованы в длительной совместной работе.


 



Официальный сайт 
Дениса Юрьевича Шефера


Одиночкам приходится несравненно тяжелее  – как правило, им приходится постигать теорию и практику металлообработки самостоятельно, годами и десятилетиями вырабатывать свой стиль и работать на имя. 

Да и по количеству моделей ножей и выпускаемых экземпляров тягаться с фабриками мастерам-штучникам невозможно. Зато результаты у кустарей получаются на качественно ином уровне.





Справка:

Шкуросъёмный нож или скиннер (от англ. skin — «кожа, шкура») — особый нож для разделывания туши животного. 
По-английски слово skinner обозначает также профессию человека, выполняющего этот вид работ.


   




Нож в качестве… ножа 

По месту проживания  наиболее известных российских ножеделов, с поправкой на некоторые исключения, вполне можно изучать развитие отечественной металлургии. 

Размах географии потрясающий – от Архангельска до малоизвестных городов нашего Дальнего Востока. Не только в крупных населённых пунктах, но и в затерянных городах и посёлках ножи делали всегда. 





Просто не было раньше такой свободы мастерам. Не было и интернета. Да и обходились же раньше охотники самоделками из старых рессор да клапанов, которые почти всегда были удовлетворительным инструментом. Другого и не знали.





Всего лишь полвека назад общепринятые критерии эстетики ножа сильно отличались от нынешних. И это немудрено – в веке безудержной рекламы, потребительского отношения к жизни и навязывания ложных стереотипов красоты (одного «Квадрата Малевича» или скульптур современных архитекторов для примера вполне достаточно), внешняя привлекательность товара и упаковки (!) становится доминирующим фактором. 

Возможно, звучит это излишне саркастично, но, будучи в прошлом художником и имея достаточно серьёзные навыки работы с металлом и деревом, у автора сложился свой взгляд на гармоничность и функциональность изделий, в той или иной степени предназначенных для охоты.





Продукция современного ножевого производства делится на незыблемую классику и изделия, созданные по принципу «что-то особенное». 

В лесу часто приходится наблюдать наличие двух ножей на поясе охотника. Причём один нож применяется как для всех мыслимых работ в лагере, так и для разделки добытых животных. 





Второй нож обычно используется только для работ по мясу, а так же демонстрируется во время отдыха или по просьбе друзей. Этот нож тщательно берегут и ревностно лелеют. 

У него обязательно есть устоявшаяся легенда, обосновывающая функциональную и эстетическую особенность ножа. И в качестве главных аргументов всегда выступают имя мастера (или название фирмы) и материалы, использованные для изготовления ножа.

Ещё не так давно законодателем мод в сфере охотничьих ножей были европейские и американские производители. Сейчас ситуация коренным образом переменилась: изделия российских мастеров как минимум не уступают зарубежным аналогам, а зачастую – превосходят их по всем показателям. 

Сейчас мы потихоньку стали возвращаться к истокам своей же охотничьей культуры. Причём это проявляется не только в этическом аспекте, но и отражается в применяемом оружии, причём не только в огнестрельном, но и в холодном.





Несколько лет назад, в мрачном распадке каменистой тайги Горной Шории, в руках пожилого таёжника я увидел необычный нож, который отличался от собратьев относительно коротким и широким клинком. Прозвучало слово «скинер». 

А в озвученной фамилии совершенно неизвестного мне мастера не было даже намёка на русское происхождение: «Шефер из Екатеринбурга».

В умелых руках шорца нож оказался эффективным инструментом, он удобно ложился в руку, обладал агрессивным резом и, со слов хозяина, хорошо «держал заточку». 

После долгих раздумий и сопоставлений, по поиску в интернете был найден сайт Дениса Шефера, с которым и были согласованы все нюансы изготовления ножа по индивидуальному заказу.







Особенности конструкции 
разделочного ножа 

На изготовление ножа у мастера ушло около полутора месяцев, при этом чистого времени на работу было потрачено около 120 часов. Получившееся изделие позиционировано Денисом как скинер-разделочник премиум класса. Основное предназначение ножа - это работа по мясу, шкурение и разделка. 

Дизайн ножа полностью оригинален. Форма клинка и рукояти «вымучены» мастером совместно со зверовыми охотниками, преимущественно - кабанятниками. Сам Шефер тоже оказался охотником, так что взаимопонимание по требованиям с мастером было полным.


 




ТТХ скинера от Д.Шефера  

Общая длина: 250 мм
Длина клинка: 122 мм
Ширина клинка, максимальная: 33 мм
Толщина клинка в обухе: 3,8 мм
Масса с ножнами: 294 грамма
Масса ножа: 151 граммов


Для изготовления клинка использована американская порошковая сталь CPM 10V, занимающая ведущие позиции по своим свойствам. Это инструментальная сталь, используемая в североамериканских авторских моделях ножей. Состав: С - 2.46%; Mn - 0.50%; Cr - 5.23%; V - 9.75%; Mo - 1.30 %.).

Твёрдость стали клинка - около 62-63 Hrc. Для этой стали такая твёрдость оптимальна и позволяет раскрыть её возможности максимально полно.

Сталь отличается высокими режущими способностями и высокой способностью к удержанию режущей кромки. Термообработку заготовки для этого клинка делал в 2010 году известный термист Алан Баликоев.


    


Когда мастер предложил сделать клинок ножа именно из порошковой стали, у автора поначалу это вызвало отторжение. Но, после внимательного изучения предмета, сомнения отпали. 

Как оказалось, «порошки» имеют более однородную структуру и, в работе с ними, можно точно (или с большой долей вероятности) спрогнозировать результат, когда химический состав стали в точности соответствует стандартам. 

Можно делать термообработку именно под данный состав и получить предсказуемый результат.





Иногда современные отечественные стали по составу или качеству не соответствуют ГОСТу и, делая рекомендованную «термичку», итог порой не соответствует ожиданиям. 

Порошки - это тот класс материалов, в котором можно сочетать различные лигатуры в, казалось бы, не сочетаемых пропорциях, применительно к стали. 

К примеру, буквально «на пальцах»: свыше 2% углерода в расплаве - это уже чугун, если при традиционном производстве. А есть порошковые стали с содержанием углерода 3%. И, что очень важно, они при этом сохраняют свойства именно стали.





Но вернёмся к ножу. Обработка клинка - поперечный машинный сатин. Продольный ручной сатин выглядит благороднее, но, к сожалению, сильно удорожает изделие. Клинок сведён вручную на гриндере. 

Сведение спусков: 0,1-0,15 мм. Такое сведение предназначено преимущественно для высококлассного реза и требует к себе определённого внимания, а именно: не резать и не рубить твердые предметы, кости, минеральные вещества, твердую древесину и т.д. 





Это как памятка общего характера и вообще для ножей. В противном случае результатом практически неизбежно будут помятости и выколотые куски из кромки. 

Для заточки этого клинка нужны хорошие камни, способные «грызть» такую железку. Недостаток CPM 10V - в склонности к коррозии, что предъявляет к ножу повышенные требования к уходу.


 


Монтаж клинка в рукояти – всадной, на эпоксидную смолу, на длину немного короче самого клинка. Больстер изготовлен из мокумэ (состав медь-никель). 

Это очень интересный и сложный композитный материал (Мокуме Гане, от яп. - металлическая древесина сосны), составленный из разнородных и разноокрашенных металлов, образующих декоративный узор, часто похожий на фактуру древесины. 





Исторически техника Мокуме использовалась в средневековой Японии для украшения оружия (прежде всего - рукояток катан). Большую популярность Мокуме приобрела в ювелирном деле. 

Суть метода Мокуме заключается в том, что несколько листов различных ювелирных металлов (может быть несколько десятков), имеющих разную толщину, складываются слоями в определённой очерёдности, нагреваются при определённой высокой, но не приводящей к их плавлению температуре. В итоге металлы спекаются между собой, образуя неразрывное соединение.





Рукоять ножа выполнена из пустынного аризонского железного дерева («ironwood»). На рукояти перед больстером есть проставка, выполненная из стабилизированного мореного граба и поставленная из декоративных соображений. Визуально этот элемент добавляет изделию некоей «породистости». 

Достоинства материала рукояти в следующем: оно очень твердое и от природы очень смолянистое, соответственно - практически не боится влаги, очень красивое, довольно богато и породисто выглядит. Хорошо поддаётся полировке и не гниет.


 





Ножны выполнены из чепрака с подкладочной кожей внутри и проставками из толстого чепрака, прошиты итальянской вощеной плетеной нитью. Данная конструкция ножен наиболее надежна в плане сохранения ножа в ножнах, вероятность выпадения мала.


      


Отверстие под темляк в рукояти отсутствует. Обычно оно и не нужно: нож всегда в руке, а если требуется две руки, его можно воткнуть в тушу (но не в землю). 

Практически все материалы для изготовления ножей мастер покупает за рубежом, преимущественно - в США, а так же - в Финляндии, Швеции, Германии и Австрии. Что касается производственного цикла, то всё, кроме термообработки, Шефер делает сам.








Русский немец 

Родился Шефер в 1985 г. в городе Свердловске, ныне, как и до 1917 года, именуемый Екатеринбургом. Фамилия мастера немецкая, родом она из Санкт-Петербурга, родословная просматривается с 1800 года - в Питере издавна была немецкая слобода. 

На Урал предки Дениса попали с эвакуацией во время войны. Интерес Шефера к мастерам дореволюционной России сказался на стиле написания его клейма.





Увлечение ножами к нему пришло примерно лет 12 назад. Поначалу были попытки заказывать клинки у известных кузнецов и делать из них ножи, но всегда и везде были отклонения от пожеланий и какие-то недочеты. 

В итоге юный мастер понял, что если хочешь что-то сделать так, как ты это видишь, то сделать такое можно только самому.





И Денис стал делать клинки самостоятельно. Потом начал пробовать разные техники в производстве ножей, использовать различные материалы. Пока учился, работал в оружейной сфере, где и образовалась первая клиентская база - охотники и рыбаки. 

Со временем стал делать ножи уже другого уровня, с акцентом на определенных формах ножа, старался подбирать материалы клинка и геометрию для наилучшего решения той или иной задачи.





Помимо рабочих свойств ножа, стал уделять внимание предельной точности обработки и достижению высшего качества сборки. Со временем Шефер стал ставить перед собой планку ещё выше, применять всё более дорогие материалы для клинков, больстеров, ценные породы дерева, редкие кости и бивни для рукоятей, дорогие кожи рептилий для ножен.

Изначально было стремление всё делать максимально дотошно, переделывать готовое, пока не получится желаемое. У каждого мастера есть своё кредо. 

У Шефера оно предельно сконцентрировано - гармония форм и максимально возможные рабочие качества ножа, даже если он не лишен художественной составляющей.


 




Заключение

Любое оружие, огнестрельное или холодное, может являться предметом гордости для владельца. Качественный клинок или удачный ствол исстари становились предметами наследования и почитания. 

У некоторых народов главными ценностями в жизни мужчины становилось оружие и хороший конь. Помните как у А.Амосова: «Дам коня, дам кинжал, дам винтовку свою, а за это за всё ты отдай мне жену»?





Клеймо на клинке всегда означало очень многое: достаточно вспомнить историю холодного оружия народов Кавказа. Действительно хорошие клинки ценились на вес золота и нередкими были подделки под изделия наиболее известных мастеров.





Современные российские кустари-штучники практически обречены на ограниченный тираж и максимальное качество своих изделий, а так же – на постоянное совершенствование, граничащее с самопознанием. 

Их работа не всегда финансово оправдана, но зато часто становится образом жизни. Они широко известны лишь в очень узких кругах. 

Но их имена навсегда запоминают охотники, неся на своём поясе не совсем обычные, но особым клеймом меченые ножи. Оружие. Предельно функциональный инструмент. Предмет мужской гордости.






Статья была опубликована
в журнале "Мастер-Ружьё"

в 2013 году