«Всё моё ,— сказало злато;
«Всё моё», — сказал булат.
«Всё куплю», — сказало злато;
«Всё возьму», — сказал булат.


Древние говорили, что ”золото правит Миром, а булат бережет золото”. На Руси булат был металлом особенным, высоко ценимым, но зачастую слово «булат» имело нарицательное значение. Помните лермонтовские строки из «Бородино»:

«Да, жаль его: сражен булатом, 
Он спит в земле сырой». 





Но Лермонтов был боевым офицером  с прекрасной выучкой и блестящим образованием, поэтому о булатной стали у него было вполне определённое и классическое представление, раскрытое в блестящем четверостишье:

Отделкой золотой блистает мой кинжал; 
Клинок надёжный, без порока;
Булат его таит таинственный закал –
Наследье бранного востока. 


 


Из-за сложности изготовления, дороговизны и редкости булатная сталь, за редким исключением, повсеместно шла только на боевые клинки. 





В наше время, когда значимость холодного оружия оказалась практически сведённой к нулю, трудно кого удивить булатным клинком на обычном охотничьем ноже.





Александр Рукавишников умер 8 ноября 2009 года. 

Он делал ножи, добротные охотничьи ножи. По сути, он заложил основу нового направления в декоративной отделке холодного оружия. При этом он был хорошим человеком и мастером с большой буквы.


Мастер 
Александр Рукавишников 




Ранее я активно пользовался ножами с булатными клинками мастера Игоря Пампухи, с которым Александра Рукавишникова когда-то многое связывало. 





Несколько лет назад у одного из дальневосточных охотников я увидел прекрасно сделанный нож с очень старым на вид клинком, на котором стояло клеймо в виде двух букв «АР». 

Нож имел украшенную перламутровой инкрустацией рукоять из красивого дерева, прекрасно резал и был удобен в работе. 

Будучи действительно красивым изделием, нож не казался перегруженными элементами декора, отвечая всем требованиям визуальной и тактильной гармонии оружия. 

По словам хозяина, клинок ножа изготовлен из некалёного булата, а сам нож собран московским мастером Александром Рукавишниковым, о котором я тогда услышал впервые. 



Потом на летней ювелирной выставке в Сочи состоялась наша первая встреча с Тиной Рукавишниковой и её сыном Александром. 

Именно тогда я смог подержать в руках практически все модели ножей из каталога теперь уже её фирмы и узнать историю изделий с товарным знаком из букв «АР». 

Спустя год на медвежью охоту я взял два уже собственных ножа с этим запоминающимся клеймом.



  

 


Ножи Рукавишникова. 
В чём суть? 
 
Владельцев ножей Рукавишникова за 17 лет существования фирмы собралось достаточно много. С другой стороны, их число несопоставимо с количеством владельцев недорогих изделий от крупных ножевых мануфактур. 

Это связано с более чем существенными различиями в специфике производства и итоговой стоимостью продукции, которая может заметно различаться по качеству. 





Для понимания сути сразу следует пояснить, что Александр Рукавишников был ножевщиком, т.е. – всегда занимался именно сборкой и отделкой ножей, при этом он всегда с глубоким и искренним уважением относился к отечественным кузнецам. 

В 1990-е гг., в период становления российского ножевого производства, У Александра сформировался свой взгляд на то, каким должен быть охотничий нож. 





Ювелирные навыки давали ему возможность применить накопленный опыт в древней традиции – украшении холодного оружия. 

Как бы не кривились современные «настоящие охотники» и доморощенные «эксперты» при виде инкрустированного ножа с узорчатым клинком, но обычай украшения оружия имеет слишком глубокие исторические корни, чтобы подвергать его безоглядному остракизму.





Конечно, какая-то часть произведений искусства, коими можно смело ножи известных мастеров, является сугубо «полочными» ножами, несмотря на зачастую отличные рабочие характеристики. 

Но такие ножи изначально и позиционируются как подарочные, что зачастую определяется и их стоимостью. 





А вот так называемые рабочие ножи премиум-класса изначально и создаются именно для практического применения, при этом их эксплуатационные характеристики так или иначе будут соответствовать декору (или его многозначительному отсутствию). 

Для параллельного примера - при создании штучного охотничьего ружья первым делом отбираются идеальные стволы. 





Всё остальное является лишь дополнением, выгодно подчёркивая выдающиеся боевые характеристики оружия. С по-настоящему хорошими клинками грамотный мастер-ножевщик поступает также, в итоге создавая шедевр для знающего в ножах толк охотника.




 
Поначалу Рукавишников занимался сборкой ножей самостоятельно, выполняя лично все операции, как говорится – «от и до». С ростом спроса стало очевидным, что производство необходимо расширять. 

Это старинный путь к развитию, давно ставший традицией. Всё просто - если мастер не желает ограничиваться единичными изделиями, то он привлекает к сотрудничеству других мастеров, начинающих работать под его «вывеской». 





При этом огромную роль играет исторически сложившаяся и ещё в 18 веке воспетая Адамом Смитом специализация труда, без которой немыслимо было бы развитие производства как таковое. 

Через это прошли многие наши известные ножевые мануфактуры, основатель которых рано или поздно становится управляющим, реализуя на практике стратегию развития своего детища.





На текущий момент специализация производства ножей с клеймом Рукавишникова технологически разделена на изготовление клинков, рукояток, ножен и последующую итоговую сборку с отделкой. 

Изначально ножи этого мастера конструировались с расчётом получения так называемого нулевого баланса, что определяет целый ряд параметров при сборке. 

Рукояти ножей изготавливаются только из твёрдых пород дерева, в основном – африканского происхождения. 

Выбор дамаска и булата в качестве материала для клинков в основном объясняется предназначением ножей для охотников, т.к. для рыбацких ножей всё-таки лучше подходит нержавейка, у которой есть и недостаток - она довольно быстро тупится. 


 


В качестве эксперимента по достижению максимального уровня сохранения режущих свойств клинка без подточки, для ножей Рукавишникова была успешно апробирована карбидо-вольфрамовая сталь, которую можно закаливать до 70 и более единиц по Роквеллу. 

Такой нож режет стекло как алмаз и, со слов опытных охотников, может без правки разделать с десяток крупных животных.

   


Один из моих ножей Рукавишникова имеет клинок именно из такой стали. Это знаменитая (в достаточно узких кругах, конечно) модель А-4М, получившая от охотников личное имя «Горбатый», что впоследствии было закреплено и в сертификате. 

Моим А-4М было разделано два медведя средних размеров, после чего режущая кромка клинка не утратила своей остроты. 





Конечно, для статистики этого маловато, но в наше время в сжатые сроки найти для разделки с десяток крупных туш проблематично, так что всё впереди. 

«Горбатый» - нож достаточно необычный по конструкции и отличается высоким качеством сборки и применённых материалов, что в целом создаёт гармоничный и надёжный инструмент для охотника. По фотографиям сложно понять особенности его эргономики, но он действительно очень удобен.





Отдельно стоит заострить внимание на другом ноже Рукавишникова из моей коллекции, модели Р-11 «Универсал», которая уже около года находится в эксплуатации. 

Нож имеет стяжную конструкцию крепления клинка к рукояти: хвостовик фиксируется при помощи гайки со стороны навершия. 





Клинок из литого булата откован 52-летним московским кузнецом Евгением Вересом и имеет довольно замысловатую форму, напоминающую знаменитый непальский Кукри. 

Булат клинка некалёный (тот самый, с которым я столкнулся впервые), имеет высокие спуски линзовидной в сечении формы, сформированные ковкой и сведённые примерно до 0,5 мм.
 
 

По словам Е. Вереса, его тигельный булат после плавки стабилизируется по свойствам в течение 2-3 лет. В этот период легендарная узорчатая сталь в буквальном смысле живёт своей жизнью. 

Уж не знаю, насколько это соответствует действительности, но мастер при разговоре был более чем убедительным. 

Озвученный рецепт предотвращения сколов режущей кромки оказался неожиданно простым – нож должен работать, при этом кузнец рекомендует периодически производить низкий отпуск клинка путём помешивания ножом жарящегося мяса. 

Ещё более необычны рекомендуемые способы правки клинка. 



По сути, нож не требует традиционной заточки абразивом. Легко подправить кромку несколькими движениями можно обухом другого ножа, рукояткой ложки, краем консервной банки… да чем угодно. 

Как и «Горбатый», Р-11 при покупке был укомплектован хорошо пошитыми и очень удобными ножнами из качественной кожи.

На практике нож оказался отличным инструментом для шкурения и разделки туш средних и крупных животных. Я без проблем рубил им ветви деревьев, строгал и сухую древесину. 

Несмотря на невысокую твёрдость булата, режущая кромка клинка хорошо держит заточку, при этом позволяет при случае работать по костям. Нож минимально декорирован, но его красит именно лаконичность форм, отделки.



В 2015 году в каталоге Рукавишникова остаётся две основные группы ножей: финки и скинеры. Каждая группа включает в себя буквально 3-4 основные модели, которые могут незначительно отличаться в деталях и сильно отличаются по применяемым материалам и степени декорирования. 

Несмотря на первый взгляд ограниченный выбор существующих моделей, на самом деле этого более чем достаточно для выбора ножа для решения, без преувеличения, любых задач.

 



Заключение 

На сегодняшний день российские производители предлагают огромный выбор ножей на любой вкус и кошелёк. 

Многие наши кузнецы достаточно хорошо освоили технологию изготовления клинков и научились получать стабильный результат, при этом выработав свои собственные методики, зачастую – уникальные. 





Большинство из отечественных мастеров-ножеделов, которых становится всё больше и больше, на серьёзном уровне овладели искусством слесарной и термической обработки клинков и последующей сборки ножей любых категорий качества и самого разнообразного предназначения. 

Многие мастера для своих ножей изготавливают великолепного качества оригинальные ножны, в комплекте с которыми ножи высокого класса становятся произведениями искусства.





Благодаря интернету и виртуальным специализированным форумам, сторонний наблюдатель получил удивительную возможность проследить путь становления отечественных мастеров от их первого ножа и до настоящих шедевров сегодняшнего дня. 





Для самостоятельной сборки ножей сейчас не составляет проблемы приобрести все необходимые инструменты и материалы, вплоть до готовых клинков. 





В продаже появились и соответствующие книги, в сети выложена масса обучающих и информационных фильмов. В результате за увлекательнейшее дело ножевщика берутся многие энтузиасты, некоторые из которых удивляют своей молодостью. 





Кто-то довольствуется своими скромными достижениями, многие разочаровываются в пыльном утомлении прозы этого ремесла, но самые упрямые и целеустремлённые в считанные годы становятся признанными мастерами своего дела, набирая заказы уже на годы вперёд.





Российское клинковое оружие сегодня получило признание далеко за пределами нашей страны. 

Удивительно, но долгие десятилетия запрета на изготовление ножей сыграли и положительную роль, реализовав аккумулированный интерес миллионов наших соотечественников к холодному оружию в практическую созидательную плоскость. 





Конечно, в России и это дело приобрело выраженную самобытность. Но именно она и выявила таких мастеров и энтузиастов, как Александр Рукавишников. 


Именно совокупность нашей родной специфики и личной трагедии позволили проявиться бойцовскому духу и организаторскому таланту Тины Рукавишниковой, которая смогла пройти через все невзгоды, сохранив в себе веру в справедливость. 





Наверное, нынешние ножи с клеймом А. Рукавишникова не совсем правильно называть именем мастера, но его супруга придерживается другого мнения. Владельцы ножей с клеймом «АР» - тоже.


 

 
Статья опубликована 
в журнале "МастерРужьё", 
март 2014 года