Юрий Максимов
Фото автора и из архива автора

В 2017 году я впервые попробовал в работе нож производства мастерской Игоря Игина. 

Это была модель «Классик» - небольшой, красивый, добротно сделанный нож с клинком из булатного композита с высоким содержанием ванадия, рукоятью из древесины Эккаи больстером из мокуме работы Екатерины Игиной.

Нож «Классик»,
принадлежащий автору статьи




Такой клинок твёрдостью 62-63 НРС имеет высочайшую ударную вязкость, которая более чем в 4 раза превосходит холодно-штамповую сталь.

Этот нож
быстро стал одним из любимых.Немудрено:«Классик» благороден в формах, притягивает взгляд сдержанной красотой, прекрасно режет и замечательно лежит в руке.

Такие ножи на каком-то подсознательном уровне производят впечатление охотничьего оружия, они придают уверенности владельцу и являются предметом гордости. 

Кабинетная композиция 
«Зависть – чёрная повязка на глазах разума» 





Известен
под ником «Пых»

Игин Игорь Иванович в сети Интернет известен под ником «Пых».

Будучи членом Творческого союза «Гильдия мастеров-оружейников» и Творческого союза художников декоративно-прикладного искусства, в среде мастеров он является известной личностью.

Кузнец Игорь Игин ("Пых")



Всенародной эту известность не назовёшь, но тому есть одна простая причина. 

Игорь не стремится к популярности, хотя по праву принадлежит в элите российских мастеров. Он делает ножи премиум-класса.  

Кабинетная композиция 
«Зависть – чёрная повязка на глазах разума» 





Становление мастера 

Родился будущий мастер в 1971 году в семье военного в городе Киров. В 1973 году Игины переехали в Москву.

В кузнечное дело Игорь пришёл в 1997 году совершенно случайно, следуя давней мечте. Его первым и единственным наставником был кузнец-художник И.Бондарь.

Кабинетная композиция 
«Зависть – чёрная повязка на глазах разума» 




Дальше Игин всему учился сам. Он успешно занимался художественной ковкой, оформлением и дизайном. Было и хобби - ножи и всё, что с ними связано.

Игорю
всегда было любопытно узнать, почему одни ножи режут хорошо, уверенно, а другие так не могут. Потом пришло желание не только досконально познать теорию, но и самому сделать хороший нож. Со временем Игорь увлёкся дамасской сталью.

Нож «Классик» 



Он стал собирать информацию, которой было катастрофически мало, а которая была в открытомдоступе – была противоречива и скудна.

Игорь
познакомился с Даниловым Сергеем, одним из ведущих кузнецов дамасской стали. Он и помог Игину сделать первые шаги в ковке дамаска. 

Нож работы Игоря Игина

   

Потом снова был самостоятельный путь в поисках образования рисунка. Бесчисленные эксперименты, ковка в мусорное ведро... 

Как мастера, Игоря занимал именно режущий дамаск. Его волновали мысли о том, какие именно стали в сочетании будут давать нужную твёрдость и оптимальную износостойкость режущей кромки дамасского клинка. 

Кабинетная композиция 
«Зависть – чёрная повязка на глазах разума» 





Успех 
как результат огромного труда

Упорный труд дал результаты. Ножи Игина в 2012 г. и 2013 г. заняли первые места в открытых чемпионатах по резу в номинации "дамасская сталь".

Бесчисленные эксперименты в ковке, бесконечный поиск геометрии и огромное количество тестов клинков. Такой ценный опыт невозможно в полной мере оценить со стороны.

Он приходит с годами и становится неотъемлемой частью мировоззрения мастера. Позиция Игоря вызывает уважение. С его слов, "кузнечное ремесло не имеет права быть в забвении, это наши традиции, наша история". 

Нож «Классик» 
работы Игоря Игина



Игорь периодически записывает видео мастер-классов по ковке дамаска для всех желающих самостоятельно постигать кузнечное ремесло.

На российских фестивальных площадках Игорь охотно делится накопленным опытом, собственными наработками, профессиональными приёмами. Не каждый мастер готов пойти на такую откровенность. 

Нож «Классик» 
работы Игоря Игина



Время от времени мастер набирает курс учеников в "школу выходного дня" на обучение ковке клинков.

Кто-то приходит ради интереса, а кто-то в итоге становится мастером-оружейником.

Личное клеймо Игоря Игина



Один из примеров – И.Корнипаев, ныне - состоявшийся кузнец-клиночник, мастер дамаска.

Теперь они с Игорем работают на одних и тех же фестивалях в Рязани, Златоусте, Челябинске, Москве. Конечно, Игин продолжает учиться сам - идей и планов у него очень много.

Рукоять ножа «Классик» 
работа Игоря Игина

 


Помимо художественных изделий, Игин также производитножи ограниченных серий для охотников, рыболовов и просто любителей качественных кузнечных изделий.

Это рабочие ножи, которые сочетают в себе простоту, практичность и великолепные режущие свойства. Вне зависимости от объёма серии, это всегда будут изделия ручной работы неизменно высокого качества. 

Настольная композиция 
«Обгоняя ветер»




Мастерский семейный дуэт

В 2011 году Игорю в мастерской начала помогать его супруга, Катерина Игина (Евдокимова). Девушку увлёк процесс создания мокуме-гане.

Принято считать, что это японская техника работы с металлами, которая историческиприменялась при создании холодного оружия.

Катерина Игина



Это направление в работе с металлами появилось в конце 17 века и с небольшими изменениями в технологии дожило до наших дней.

Словосочетание
«мокуме-гане» с японского переводится как «древесная текстура металла». Задача мастера этой техники – получить композитное изделие из нескольких металлов, главным отличием и достоинством которого будет красивый декоративный узор. 

Мокуме-гане работы 
Катерины Игиной



Дело это трудоёмкое, кропотливое, требующее аккуратности и внимания. Катерина, обладая всеми для этого нужными качествами, под присмотром мужа упорно двигалась к цели.

Стабильный результат
высокого уровня появился только спустя год неустанной работы.

Мокуме-гане работы 
Катерины Игиной



И только после этого Игорь решил использовать мокуме как один из составляющих компонентов в своих авторских работах.

Сейчас Катя занимается изготовлением мокуме-гане, ручным пошивом ножен и, что самое главное, - именно она является автором идей многих художественных ножевых композиций работы Игоря Игина. 

Мокуме-гане работы 
Катерины Игиной



Кузница И.Игина является мастерской полного цикла – от литья и ковки клинковой стали до сборки ножей и пошива ножен. Конечно, даже такое маленькое производство до сих пор требует финансовых вложений в оборудование.

Ковка дамасской стали, литьё авторского булатного композита, взрезка и шлифовка клинков, стабилизация древесины, термообработка (в том числе глубокое захолаживание), ручная гравировка, создание выплавляемых моделей, токарные и фрезерные работы - вот примерный и далеко не полный перечень работ, выполняемых Игорем Игиным в своей мастерской. 

Художественные пряжки 
работы Игиных



Одним из самых значимых достижений на сегодняшний день Игорь считает выставку "Стиль. Образ. Гармония. Мастера-оружейники современной России", которая проходила в Государственном Эрмитаже в 2016 году в Санкт-Петербурге.

Идейным вдохновителем выставки и одним из организаторов являлся Творческий союз "Гильдия мастеров-оружейников", в котором мастер состоит с 2012 года. Это поистине уникальное историческое событие и заметная веха в оружейном искусстве.

Нож работы 
Игоря Игина



Работа четы Игиных успешно прошла комиссию художественного совета Эрмитажа. Экспонировалась настольная композиция - кинжал на подставке "Зависть", созданная в 2015 г.

Это совместная с супругой работа, где Екатерина выступила как автор идеи, а Игорь – в качестве автора-исполнителя.

Игорь также участвовал в конкурсе ювелирного искусства "Отражение сегодняшнего времени в произведениях ювелирного искусства" в Госхране России в 2016 году.

Нож работы 
Игоря Игина



Представленная оружейная композиция "Дура и Молодец" работы 2016 года (автор – В.Воробьев, автор клинка – И.Игин) заняла 2 место.

В 2017 году экспонировались две работы Игина на выставке "Симфония холодной стали" (современное авторское художественное оружие) МВК им. М.Т. Калашникова в г. Ижевске.

В этом же году
была выпущена книга С.Е. Коломийцева "Лучшие художники России. Декоративно-прикладное искусство. 2017 год".

Нож работы 
Игоря Игина



Пару лет назад Игины неожиданно для всех переехали в деревню. Игорь построил новую мастерскую и, работая в отдалении от современной цивилизации, намерен выйти на качественно иной уровень мастерства.

Фотографии Катерины и Игоря в кузнице сделаны именно на новом месте. 

Семья Игиных 
за работой




Изделия Игина
как культурная ценность.
«Зависть – чё
рная повязка на глазах разума»

Чтобы кузнечное изделие получило высшую степень признания, оно должно пройти непростую процедуру экспертизы.

Кинжал и подставка из кабинетной композиции «Зависть – чёрная повязка на глазах разума» в 2017 году признаны культурной ценностью по результатам художественно-искусствоведческой экспертизы.

Общая высота изделия с подставкой – 27 см.
Материалы: дамасская сталь с никелем, сталь, цирконий, жёлтый и белый металлы, мельхиор, драгоценные камни чёрного и белого цвета (бриллианты).
Техники: ковка, горновая сварка дамаска, токарные работы, слесарные работы, литьё по выплавляемой модели из воска, закрепка камней, золочение и химическое оксидирование.

Кабинетная композиция 
«Зависть – чёрная повязка на глазах разума» 




Моё внимание привлекла философия этого шедевра, выраженная в высказывании Г.Сковороды: "Главнейшая из всех пагубных страстей есть Зависть - мать прочих страстей и беззаконий".

Во все времена чувство зависти являлось предметом размышления и изучения философов, поэтов и художников. Вот и семейный дуэт мастеров Игиных воплотил в изделии суть этого фундаментального человеческого чувства.

Нож 
из настольной композиции "Обгоняя ветер"



Размер стилета всего 160 мм, из которых 90 мм занимает клинок  (при ширине 15 мм). Кинжал выполнен по принципу тычкового стилета, использование которого подразумевает охват навершия рукояти ладонью. 

"Завистливый человек причиняет огорчение самому себе, словно своему врагу" (с), Демокрит.

В подтверждение этой древней истины, рукоять кинжала венчает острый шип из дамасской стали. Как только кулак сжимается, шип впивается в ладонь завистника, вызывая острую боль и желание бросить кинжал.

Именно эта
физическая боль выражает душевные муки человека, пустившего в свою душу Зависть.

Кабинетная композиция 
«Зависть – чёрная повязка на глазах разума» 




Сам стилет - это воплощение провокации и искушения: блеск бриллиантов, обтекаемые формы. Длинные изящные блики словно шепчут "возьми меня в руки, примерь к себе", усыпляя бдительность, маскируя скрытую угрозу.

Дамасский клинок
с тончайшими блестящими жилками символизирует поток жизни.

Нож работы Игоря Игина



Из жил затянут узел, в котором можно увидеть бурлящий водоворот. "Всю жизнь тоской и злобою дыша, затянута узлом его душа" (с) – эти слова о завистнике оставил нам персидский поэт и теолог Абдуррахман Нураддин ибн Ахмад Джами.

Сам же клинок переливается глубокими чёрно-синими, фиолетовыми и зелёными оттенками. Его длина не позволяет нанести смертельную рану, но может достать и потревожить сердце. Пьедестал, над которым как бы парит стилет, решён в грубых массивных объёмах.

Нож работы Игоря Игина



Тринадцать геометрических разновеликих фигур образуют фундаментальную колонну классического силуэта. Слои кованого железа с фактурой, призванной передать следы нескончаемых времён, словно изъедены ржавчиной.

"Как ржавчина съедает железо, так завистников жрёт их собственный нрав" (с) - так говорил древнегреческий философ Антисфен.

Нож работы Игоря Игина



Стилет к пьедесталу прикован цепями как нечто запретное. Вся композиция решена в оттенках чёрного.  «Зависть - чёрная повязка на глазах разума» - это слова советского поэта и прозаика Ф.Искандера.

Особенность композиции «Зависть» в том, что она полностью выполнена в металле. Клинок, гарда и шип - это три различных по составу и рисунку дамаска, рукоять из циркония, промежуточные кольца из золота с инкрустированными 35 бриллиантами чёрного и белого цвета.

Это единственная работа Игина, которая ещё пока не находится в частной коллекции.

Нож 
из настольной композиции "Обгоняя ветер"

 


Настольная композиция 
«Пламя Цернунна»

Клинок: Игин И.
Инкрустация, всечка, резьба: Пушкарев К.
Подставка, мокуме гане: Игина Е.
Фотография: Пискарев В.
Материалы: дамаск в обкладках мокуме гане, серебро, золото, перламутр, сердолик, ценные породы дерева. 

Техники: горновая сварка дамаска, ковка, холодная ковка, литьё по выплавляемым моделям, токарные работы, выпиловка, резьба по дереву, гравировка, инкрустация, всечка, травление, патинирование

Размеры: высота композиции 30 см, основание 9,5х9,5 см, длина ножа 24,5 см, длина клинка 12 см, ширина клинка 2,6 см

Философия композиции: Цернунн (лат. Cernunos) - в мифологии кельтов Галлии бог  изобилия,  леса  и  диких  животных. В горящем костре бога Цернунна всё находит успокоение, прогорает до тла, и вновь возрождается к жизни  через  священную  искру  пламени.

Настольная композиция 
«Пламя Цернунна»




Настольная композиция 
«Обгоняя ветер»

Автор Игин И.И. Клинок.
Торцевой мазаичный дамаск - Игин.
Ювелирные техники - Голосов Е. Скримшоу - Морсина М.
Мокуме гане - Игина Е.
Фото - Пискарев В. 
Материалы ножа: торцевой мазаичный дамаск, клык моржа, скримшоу, белый и жёлтый металлы.
Подставка: эбен, мокуме гане.
Клинок: сложный торцевой дамаск.

Настольная композиция 
«Обгоняя ветер»

  


Заключение

Меня всегда восхищали мастера, умеющие из доступных материалов создавать неподражаемые вещи уникального технологического и художественного уровня.

Поцелованные Богом, они приносят в нашу жизнь нечто такое, что заставляет нас по-иному смотреть на привычные предметы. Нож можно сравнить с песней – и то и другое может быть дешёвым ширпотребом, а может наизнанку вывернуть душу. 

Нож «Классик»,
принадлежащий автору статьи


 

Мы до сих пор не знаем точно, что именно так цепляет нашу психику – сочетание гармонии, задетые сокровенные нити или зов предков?

На мой взгляд, одним из признаков по-настоящему классного ножа – это невозможность описать словами всю суть его достоинств. Берёт за душу – значит, это ваш нож.

Мой нож
от Игоря Игина именно такой.    

Нож «Классик»




Статья была опубликована
в журнале "Мастер-Ружьё"
в феврале 2020 года